Эта чувственная и драматичная жанровая картина является не только самой популярной у художника Константина Флавицкого, но и причиной, но и главным его достижением, за которое ему присудили звание профессора.
И большинство зрителей, наверняка, знают эту хрестоматийную работу. В чем же сила ее притягательности? Отвечаем – сочетание красоты и убогости, вот что манит нас к полотну. Художник справился с задачей превосходно.
Константин Дмитриевич Флавицкий родился в Москве в 1830 году. Обучался в Императорской академии художеств, будучи учеником профессора Ф. А. Бруни. Как и другие выдающиеся художники его времени, получил пенсию для поездки в Италию. Там он приобрел навыки, отразившиеся на его творчестве, и особенно, на женских образах. Даже героиня Таракановой имеет в облике нечто знойное, южное.
История, разыгравшаяся перед зрителем, вызывает неоднозначные эмоции. С одной стороны, мы видим преступницу, женщину, выдававшую себя за особу царских кровей, точнее, за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Вероятно, она не просто так оказалась в камере Петропавловской крепости.
С другой стороны, эта молодая и привлекательная женщина вызывает сострадание. А что, если ее история правдива и на самом деле, княжна – жертва дворцовых интриг? Таких примеров можно найти сколько угодно.
Как на самом деле умерла Княжна Тараканова, конечно же, неизвестно. А версия о том, что она якобы утонула во время наводнения в Санкт-Петербурге, потому, что не смогла покинуть каземат, залитый водой – просто миф.
Но историческая достоверность нас не интересует, лишь художественность. А картина очень и очень живописна. Княжна в отчаянии прижимается к холодной каменной стене, она запрокинула голову, обнажились белые плечи, весь ее образ сквозит тоской и безысходностью. Еще немного, и мы услышим жалобный стон.
Трагедия развертывается прямом на наших глаза. Вода бурным потоком наполняет комнату, тюремные крысы взбираются на кровать, они чувствуют скорую гибель.
Флавицкий успешно подобрал палитру, раскрывавшуюся в контрасте тюремного мрака и нежной юной красоты героини. Немаловажную роль сыграло светотеневое решение. Княжна освещена оконным светом, но ее фигура клонится к затемненному углу и будто отшатывается от него – прочь от смерти, небытия.