Найти тему
Parnas on-line gallery

Страдания Княжны Таракановой: К. Флавицкий.

Оглавление
Фрагмент картины К. Флавицкого
Фрагмент картины К. Флавицкого

Эта чувственная и драматичная жанровая картина является не только самой популярной у художника Константина Флавицкого, но и причиной, но и главным его достижением, за которое ему присудили звание профессора.

И большинство зрителей, наверняка, знают эту хрестоматийную работу. В чем же сила ее притягательности? Отвечаем – сочетание красоты и убогости, вот что манит нас к полотну. Художник справился с задачей превосходно.

Художник Константин Дмитриевич Флавицкий
Художник Константин Дмитриевич Флавицкий
Константин Дмитриевич Флавицкий родился в Москве в 1830 году. Обучался в Императорской академии художеств, будучи учеником профессора Ф. А. Бруни. Как и другие выдающиеся художники его времени, получил пенсию для поездки в Италию. Там он приобрел навыки, отразившиеся на его творчестве, и особенно, на женских образах. Даже героиня Таракановой имеет в облике нечто знойное, южное.

История, разыгравшаяся перед зрителем, вызывает неоднозначные эмоции. С одной стороны, мы видим преступницу, женщину, выдававшую себя за особу царских кровей, точнее, за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Вероятно, она не просто так оказалась в камере Петропавловской крепости.

Константин Флавицкий Княжна Тараканова. 1864
Константин Флавицкий Княжна Тараканова. 1864

С другой стороны, эта молодая и привлекательная женщина вызывает сострадание. А что, если ее история правдива и на самом деле, княжна – жертва дворцовых интриг? Таких примеров можно найти сколько угодно.

Как на самом деле умерла Княжна Тараканова, конечно же, неизвестно. А версия о том, что она якобы утонула во время наводнения в Санкт-Петербурге, потому, что не смогла покинуть каземат, залитый водой – просто миф.

Самозваная принцесса Володимирская. Мраморный барельеф, предполагаемый прижизненный портрет
Самозваная принцесса Володимирская. Мраморный барельеф, предполагаемый прижизненный портрет

Но историческая достоверность нас не интересует, лишь художественность. А картина очень и очень живописна. Княжна в отчаянии прижимается к холодной каменной стене, она запрокинула голову, обнажились белые плечи, весь ее образ сквозит тоской и безысходностью. Еще немного, и мы услышим жалобный стон.

Трагедия развертывается прямом на наших глаза. Вода бурным потоком наполняет комнату, тюремные крысы взбираются на кровать, они чувствуют скорую гибель.

Г. Сердюков. Портрет неизвестной. По утверждению владельца картины П. Ф. Симсона, на ней изображена княжна Тараканова
Г. Сердюков. Портрет неизвестной. По утверждению владельца картины П. Ф. Симсона, на ней изображена княжна Тараканова
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Флавицкий успешно подобрал палитру, раскрывавшуюся в контрасте тюремного мрака и нежной юной красоты героини. Немаловажную роль сыграло светотеневое решение. Княжна освещена оконным светом, но ее фигура клонится к затемненному углу и будто отшатывается от него – прочь от смерти, небытия.

Какое впечатление эта работа оказала на вас? Согласны ли вы, что эта картина – один из самых значимых шедевров русского искусства? Делитесь мнением в комментариях под статьей и подписывайтесь на наш канал!