С автомобилями ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157 мне пришлось столкнуться еще в конце 80-х годов. Обучался в ДОСААФ, вождение проходили на разных автомобилях ЗИЛ, были еще Камаз-5320 и ГАЗ-66. В те годы обучали не только вождению, но и полностью разбирали и собирали агрегаты.
Выпускать серийно ЗИЛ-157 начали в 1958 году, изготовляли последние автомобили в 1994 году Новоуральске. Производство ЗИЛ-131 началось в 1966 году выпускали до 2002 года, модифицированную версию ЗИЛ-4334 выпускали до 2013 года.
Сначала выпускали полноприводный грузовик ЗИС-151 с задней двухскатной ошиновкой, который не нравился водителям. Вождение на ЗИЛ-157 имеет свои особенности, автомобиль без ГУРа и в колее невозможно удержать руль. Инструктора в ДОСААФ смотрели как мы держали руль во время вождения, иногда даже наказывали за неправильный захват «баранки».
Кабина ЗИЛ-157 модернизированная от ЗИС-150, обзор намного хуже, чем у ЗИЛ-131. В трансмиссии ЗИЛ-157 пять карданных валов: на передний, средний мост к заднему мосту подходили два карданных вала с промежуточным упором на среднем мосту, еще один между КПП и РК.
Мосты на ЗИЛ-157 разрезные, задний и средний мост не взаимозаменяемый как на ЗИЛ-131. Средний мост на ЗИЛ-131 проходной. Шины на ЗИЛ-157 размером 12,00 R18 на ЗИЛ-131 размером 12.00 R20.
КПП на ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 устанавливались одинаковые, но были ЗИЛ-157 с КПП от ЗИЛ-164 с повышенной 5-й передачей. Рядный двигатель ЗИЛ-157 6-и цилиндровый мощностью до 100 л. с., след разработки идет от ЗИС-5, далее фирма «Геркулес» США. Двигатель ЗИЛ-131 V-образный объемом 6 л. мощностью 150 л. с. разработан на основе двигателя Форд-600. Для автомобилей Урал-375 объемом 7 л. мощность 180 л. с., для ЗИЛ-4104 мощность до 300 л. с. Про двигатели ЗИЛ-130 можете прочитать здесь.
Максимальная скорость ЗИЛ-157 составляет 65 км/ч грузоподъёмность 4 тонны, снаряжённая масса грузовика 5500 кг. ЗИЛ-131 мог разогнаться до 85 км/ч грузоподъёмность 5 тонн, снаряжённая масса 6375 кг. Автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 совсем разные по конструкции и возможностям, спрос в сельской местности на полноприводные грузовики еще остается. Ролик про ЗИЛ-4334 можете посмотреть здесь.
Старые грузовики переделывают под свое усмотрение, устанавливают на ЗИЛ-157 двигатели Д-240 дополняют ГУР. Мне приходилось видеть ЗИЛ-131 с двигателями ЗИЛ-509 (Урал-375), Д-245, эти автомобили используют в основном как спецтранспорт.
Проходимость ЗИЛ-157 осуществляется за счет малооборотистого двигателя и шин с протектором «елочка». Передний пост включается на ЗИЛ-157 рычагом, а на ЗИЛ-131 тумблером с пневмоприводном. При попытке «зарыться» полноприводный автомобиль начинают раскачивать, ЗИЛ-131 имеет большую массу, может застрять там, где проедет ЗИЛ-157.
Центр тяжести ЗИЛ-131 выше чем у ЗИЛ-157, поэтому в колее на боку начинают работать менее загруженные колеса. При исправной системе центральной подкачки в тяжёлых дорожных условиях спускают давление в шинах грузовиков. Полноприводный грузовик ЗИЛ-157 не смог вытащить ГАЗ-66 с оврага, с этим легко справился ЗИЛ-131 с КУНГ.
Последний раз я на ЗИЛ-131 выезжал в 2011 году, автомобиль с КУНГом, где находилось разнообразное оборудование и дизель генератор, для проверки техники приезжала комиссия.
Местное АТП имело финансовые проблемы, военная колонна расформирована, после проверки автомобиль ЗИЛ-131 МРС АТ был списан. Ресурс грузовика был небольшой, до 2018 года автомобиль ЗИЛ-131 использовался как тягач, после его продали.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"