Найти тему

4 коварных вопроса на собеседовании🪤

Оглавление

Ровно так же, как и с резюме, на собеседованиях нельзя сказать однозначно какие ответы на вопросы HR'а будут правильными. Но, побывав по обе стороны баррикад, могу сказать, что во всех собеседованиях можно выделить основные вопросы, которые вам обязательно зададут. Предупрежден — значит, вооружен. Поэтому ответы стоит заготовить заранее.

Почему ушли с предыдущего места работы?

Во-первых, ни в коем случае не рассказывайте, что вас «попросили самих», даже если так оно и было😃 Тонкости и неприятные моменты на предыдущей работе во всех деталях известны только вам. HR может не оценить ваше «чистосердечное признание»😅 Конечно же, всегда лучше говорить, что вы сами приняли решение о том, что пора покинуть прежнее место. На этом этапе возникает естественный вопрос о причинах вашего ухода. Этот вопрос вам будут задавать на 10 собеседованиях из 10, поэтому лучше продумать универсальный ответ. Причем эта причина должна быть настолько исчерпывающей, чтобы свести к минимуму уточняющие вопросы, на которых можно «посыпаться». Лучшие ответы обычно содержат информацию о том, что вы пришли к определенному «потолку» на вашей работе: в задачах, карьерном росте, зарплате. Такой ответ продемонстрирует ваши целеустремленность и желание развиваться. Но далее могут последовать вопросы относительно того, пытался ли вас удержать работодатель и предложить что-то, чтобы не терять «ценный кадр». Вопрос коварный. Ответ на него тоже стоит заготовить заранее. В любом случае главное — рассказывая о своем уходе, не продемонстрировать нелояльность и оставаться на волне позитива и благодарности к прошлой работе.

Что ищете сейчас?

Казалось бы, простейший вопрос без подводных камней. Однако, это еще одна «ловушка», на которой вы можете стать помехой самому себе в получении желаемой должности. Во-первых, конечно же, было бы здорово, если бы вы четко представляли какую работу сейчас хотите, но этот образ нужно соотносить с реальностью предлагаемой на рынке. Если вы хотите работу, на которую нужно приходить только 2 раза в месяц — пятого и двадцатого — то насколько много работодателей вам смогут это предложить? Постарайтесь перед собеседованием на этапе изучения вакансии и телефонного интервью сложить максимально полную картину обязанностей и условий работы у этого работодателя. «Ловушка», в которую вы можете угодить заключается на только в потенциально нереалистичном запросе, но и в том, что описав свою идеальную работу, вы можете назвать диаметрально противоположные условия, предлагаемым на собеседовании. Скажу честно, очень мало людей точно знают чего хотят, поэтому если вы не до конца представляете свою новую работу, не стоит расстраиваться. Ровно также, как и демонстрировать это недопонимание на встрече — работодатель хочет видеть сотрудника, уверенно идущего к своим целям. Соотнесите свои новые ожидания с причинами ухода с предыдущей работы, чтобы ваше интервью было логичным, и расскажите работодателю гибкое представление свое будущего.

Проективные вопросы.

Мир и бизнес стремительно меняются и вместе с тем изменяются тренды на инструменты подбора в HR. Еще несколько назад на собеседованиях активно использовали метод проективных вопросов. Самые заезжанные из них: «если профессиональным продуктом деятельности дворника можно считать чистый двор, то что является продуктом вашей работы?» или еще «руководитель вышел из отдела, все сотрудники начали раскладывать пасьянс, играть в телефон и заниматься личными делами и только один в отделе сидит и натужно работает. Как вы считаете, почему?» Суть проективных методик заключается в том, что вам задают вопрос о какой-то гипотетической ситуации, но, отвечая на него, вы неосознанно судите по себе и отвечаете так, как поступили бы именно вы в данной ситуации. Сегодня этот инструмент используется крайне редко, поскольку уже слишком много людей прохавали смысл методики. Поэтому если вам задают вопрос про каких-то левых людей или приводят в пример выдуманную ситуацию — давайте социально одобряемый ответ — то, что хочет услышать работодатель. Собственно, поэтому инструмент и нерабочий.

Отношения с руководством/в коллективе.

Действительно, иногда руководитель может быть самодуром, а отношения в коллективе напряженными и не здоровыми. Я думаю, что многие проходили подобное на рабочем месте. Неблагополучный руководитель или коллектив являются серьезной причиной для увольнения. К сожалению, эти важные факторы являются для нас «котом в мешке» до последнего. Я думаю, что значительно меньшее количество людей ошибались бы в выборе места работы, если бы существовал определённый волшебный демо-период, в течение которого можно было бы понять насколько комфортно вам работается с этими людьми. К несчастью, никто не застрахован от попадания в «змеиное гнездо» или под руководство истероидной личности. Но эти ощущения сугубо субъективны. HR'ы обладают эмпатей, но по-настоящему прочувствовать насколько вам было плохо в прошлом коллективе или с предыдущим руководителем можете только вы сами. На собеседовании оценивают именно ВАС и ВАШИ компетенции и личностные качества. Люди слышат то, что хотят слышать, поэтому если начать жаловаться на эмоциональную обстановку в прошлом коллективе, вы можете случайно продемонстрировать для интервьюера не те качества, которые показали бы вас с лучшей стороны: позиция жертвы, отсутствие гибкости, нелояльность, некоммуникабельность и много всего того, что не красит вас как работника. Поэтому по возможности, я рекомендую оставить недовольство коллегами и начальством для обсуждений на кухне.

Помните, что все врут на собеседовании. И ваш потенциальный работодатель тоже. Поэтому не стоит истязать себя муками совести, если вы где-то скривили душой. Это продажи и всей правды или не приукрашенной правды редко услышишь. Поставьте во главу угла свои интересы и свое благополучие.

-2