Что общего у художника Альфреда Сислэя и Короля-Солнце Людовика XIV? Что объединяет его живопись и заброшенный замок Марли? Оказывается, очень многое. Даже сама судьба живописца словно дублирует судьбу правителя…
Дворец нужен был королю для поиска умиротворения и покоя вдали от шумного и слишком официального Версаля. Но после революции 1789 года роскошные владения пришли в упадок.
От величественных зданий остались лишь руины… Сады стали дикими, а водоемы превратились в пристанище животных, ищущих водопой. И лишь технические сооружения, типа насосной станции, остались нетронутыми.
Подобные места всегда манят своим очарованием художников и поэтов. Здесь можно подумать о жизни, поразмыслить о бренности бытия и отразить это все на бумаге или холсте…
Альфред Сислэй родился в 1839 году во Франции и по праву считается одним из основателей импрессионизма. Художник был сторонником новых течений в живописи, боролся с консерватизмом и стереотипами, от чего часто страдал от непонимания своего творчества. Но так было не всегда…
В 70-х годах 19 в. Альфред Сислэй еще не был сторонником новых стилей и писал гармоничные, навеянные Констеблем и Тернером, картины. К этому моменту он сумел найти в себе ту самую золотую середину между собственным ощущением мира и способностью его изображать.
Тогда его картины были мелодичны и неспешны. Они словно вальсировали под тонкие мелодии воздуха и волн. Это лирика. Лирика декоративная, романтичная, уравновешенная.
Пытаясь найти себя, Альфред изображал одни и те же пейзажи у французского замка снова и снова… Он писал их в разное время года, в разную погоду и в разном настроении.
Особенностью кисти данного художника было то, что он писал «одним махом». То есть картины создавались очень быстро, буквально за несколько размашистых мазков. Мазки резкие и быстрые, слой краски тонкий. Создавать нужно быстро, пока не иссякло вдохновение и не покинула Муза…
Посмотрите больше картин художника, полистав галерею.
Сислэй сначала «набрасывал» темные оттенки, тени и силуэты, а уже потом дорабатывал полотно светлыми тонами. Но работал он всегда очень ограниченной палитрой, и это было умышленно.
Иногда следы от булавок на картинах рассказывают о том, что они досыхали уже в помещении. Мастер кисти быстро писал их на свежем воздухе (в своем стиле), а уже потом нес домой, где давал им высохнуть и иногда добавлял акцентные пятна, блики и пр.
На первый взгляд, пейзажи Сислэя могут показаться банальными и слишком простыми. Вот дорога, вот озеро, ряд деревьев… Художник пытается уравновесить композицию вертикальными и горизонтальными объектами, выбираемыми для запечатления. Но не все так просто.
Главной идеей было желание мастера показать тонкое и хрупкое равновесие, возданное самой природой. Разные предметы на разном расстоянии и разного размера… В разное время года и в разную температуру… Но они всегда создают единое целое. Всегда картина природа завершена и гармонична. Всегда идеальна.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин.
В юности Альфред Сислэй обучался живописи у Марка Глейра. Там он и познакомился со своими друзьями, коллегами и единомышленниками Базилем, Ренуаром и Моне. Но вскоре после начала учебы молодые люди вступили в открытый конфликт со слишком консервативным преподавателем и покинули его мастерскую.
С 1861 года Сислэй и его друзья встали на путь экспериментальной живописи. Они пробуют себя в новаторском изображении света, «играют» цветами и оттенками… Но такой их подход к написанию картин совершенно не был принят общественностью.
Картины никто не покупал… Но Альфреду было несколько проще жить, так как ему финансово помогал отец. Иногда даже Ренуар жил с ним и питался на его деньги.
Через пять лет у Альфреда умирает мать. Вскоре он встречает свою будущую жену. Девушка из бедной семьи продавала цветы и позировала художникам.
Отец Сислэя воспринял этот роман сына «в штыки» и пригрозил лишить Альфреда финансовой помощи, если тот женится на неугодной избраннице. Но сердцу не прикажешь, и свадьба состоялась.
Денег от отца больше не было. А после франко-прусской войны тот и вовсе разорился. Семья художника остаток жизни провела в крайней бедности. Картины Альфреда Сислэя стали высоко цениться лишь после его смерти, а при жизни ими практически никто не интересовался.
Умер Сислэй в 1899 году. Он пережил свою жену всего на пару месяцев, но ушел из жизни гораздо раньше своих друзей. При жизни он так и не узнал, что такое признание. А ведь его картины получили высочайшие оценки уже на Всемирной выставке в 1900 году. Всего лишь какой-то год…
Посмотрите другие работы художника в галерее.
Как сложилась бы жизнь художника, если бы он не подружился со сторонниками импрессионизма? Если бы не изменил своей романтичной лирике? Мог ли он даже подумать о том, что бежал от себя самого подобно Королю-Солнце, и их связывает гораздо больше, чем французский замок?
На эти вопросы невозможно ответить. Пути искусства неисповедимы.
Альфред разделил свою жизнь между двумя странами, ведь он родился у англичан, но во Франции. Так и жизнь его словно разделена на две половины, неразрывно связанные с разными стилями в его творчестве.
Но одно было постоянно: Сислэй был пейзажистом. За свою жизнь он написал около 900 картин, и только 12 из них – натюрморты, а 2 – жанровые.
Он изображал только природу и ее разное настроение. Даже людей он старался избегать, чтобы не нарушать спокойствие обстановки.
Это сейчас можно смело говорить о том, что он лидер мирового импрессионизма. А тогда, в бедности и непринятии, он был на задних рядах, всегда был аутсайдером… Забытый гений пейзажа.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!