Найти в Дзене
Рок на БиС

Два шага назад. Larry Coryell. Часть первая. Становление.

Ларри Кориелл, так же последовательно как и Джон Маклафлин весь свой активный период творчества сознательно стремился подружить джаз и рок. Возможно, если бы не стремительная экспансия гитары Маклафлина на американской сцене, мы бы больше чтили сейчас имя Кориелла. Сегодняшний рассказ будет как раз о том, как последовательно Ларри искал гибридного джаз-рокового звучания ещё до знакомства с музыкой Джона. Да, как и многие его современники, Кориелл в начале 70-х тоже попал под влияние британца и несколько изменил вектор своих изысканий, подражая неистовому Махавишну, но даже подражание не сделало его почерк менее узнаваемым. Он изрядно обогатил палитру музыки фьюжн своими пластинками и заслужил моего обстоятельного рассказа о его творчестве.

Ларри Кориелл
Ларри Кориелл

Ларри Кориелл - американский фьюжн-гитарист, урождённый Лоренц Альберт Ван ДеЛиндер Третий, родился 2 апреля 1942-го года в Галвестоне, штат Техас, США, ровесник Маклафлина. В раннем возрасте мать поощряла его занятия на фортепиано. В подростковом возрасте Ларри самостоятельно освоит гитару. После переезда семьи в Ричленд, штат Вашингтон, молодой человек начнёт брать уроки игры на инструменте у профессионального преподавателя.

Ему нравился блюз и поп-музыка, а когда ему было восемнадцать, он попробовал играть джаз.

После того как Кориелл окончил среднюю школу Ричленда, где будущая гигант джаза играл в местных группах Jailers, The Rumblers, The Royals и The Flames, он переехал в Сиэтл, чтобы поступить учиться в Вашингтонский университет.

В сентябре 1965-го года молодой человек переезжает в Нью-Йорк, чтобы поступить на учёбу в музыкальную школу Маннеса.

Примерно в это время происходит яркое событие в карьере гитариста. Он попадает в оркестр Чико Гамильтона, заменив многолетнего участника ансамбля Габора Сабо. С новым гитаристом у Гамильтона выходит знаковый альбом The Dealer в 1966-м году - это альбом ранних попыток поженить джаз и ритм-н-блюз.

Original Album Chico Hamilton Quartet:

Chico Hamilton - drums, percussion, vocal on #6

Larry Coryell - electric guitar

Arnie Lawrence - alto saxophone, except #5

Richard Davis - bass

Featuring:

Archie Shepp - piano on #2

Ernie Hayes - organ on #4 and #5

Jimmy Cheatham - arranger on #1 and #4, conductor on #3

Unknown - percussion and tambourine on #7

Bonus Tracks:

Chico Hamilton - drums

Albert Stinson - bass, vocal on #9

Willie Bobo - maracas on #8, cowbells on #9

Charles Lloyd - flute on #9 and #11, tenor saxophone on #10

Gábor Szabó - guitar on #8, #10 and #11

George Bohanon - trombone on #10, probably maracas and percussion on #11

Jimmy Woods - tenor saxophone on #8

Также Ларри собирает свой первый ансамбль The Free Spirits, который будет впервые записан в том же 1966 году.

Ютуб-канал TOOTHPAW

1. Don't Look Now (But Your Head Is Turned Around) - 02:19

2. I'm Gonna Be Free - 03:30

3. Lbod - 03:05

4. Sunday Telephone - 02:57

5. Blue Water Mother - 02:46

6. Girl out of the Mountain - 02:42

7. Cosmic Daddy Dancer - 02:36

8. Bad News Cat - 03:26

9. Storm - 02:15

10. Early Mornin' Fear - 02:39

11. Angels Can't Be True - 02:43

12. Tatoo Man - 02:59

13. I Feel a Song - 02:36

Larry Coryell – lead guitar, sitar, lead vocals

Columbus "Chip" Baker – rhythm guitar, backing vocals

Jim Pepper – tenor sax, flute

Chris Hills – bass guitar

Bob Moses – drums

Группа пробовала играть джаз-рок ещё до выхода первых пластинок Blood, Sweat & Tears и Chicago, но, к сожалению, не сделала революции.

Ларри Кориелл и The Free Spirits
Ларри Кориелл и The Free Spirits

В 1967-м году Ларри активно играет в ансамбле вибрафониста Гарри Бёртона. Он записан на пластинке: Gary Burton Quartet - A Genuine Tong Funeral,

Ютуб-канал Elkobeloko

Весь альбом можно послушать по ссылке

1. "The Opening / Interlude : Shovels / The Survivors / Grave Train" - 6:37

2. "Death Rolls" - 1:36

3. "Morning (Part 1)" - 1:43

4. "Interlude : Lament / Intermission Music" - 4:28

5. "Silent Spring" - 7:58

6. "Fanfare / Mother of the Dead Man" - 2:51

7. "Some Dirge" - 7:47

8. "Morning (Part 2)" - 1:17

9. "The New Funeral March" - 2:40

10. "The New National Anthem / The Survivors" - 6:34

Recorded in New York City in July 1967

Gary Burton – vibraphone

Michael Mantler – trumpet

Jimmy Knepper – trombone, bass trombone

Howard Johnson – tuba, baritone saxophone

Steve Lacy – soprano saxophone

Gato Barbieri – tenor saxophone

Carla Bley – piano, organ, conductor

Larry Coryell – guitar

Steve Swallow – double bass

Bob Moses – drums

Музыка и аранжировки принадлежат молодой пианистке Карле Блей. Музыка занятная и немного необычная - такая смесь джаза и академической музыки.

Кроме того Ларри можно услышать на пластинке Duster, того же 1967-го года,

Ютуб-канал gd dwbt

Весь альбом можно послушать по ссылке

1. Ballet - Michael Gibbs - 04:54

2. Sweet Rain - Michael Gibbs - 04:24

3. Portsmouth Figurations - 03:03

4. General Mojo's Well Laid Plan - 04:58

5. One, Two, 1-2-3-4 - 05:56

6. Sing Me Softly of the Blues - Carla Bley - 04:05

7. Liturgy - 03:26

8. Response - 02:15

Gary Burton - vibraphone

Larry Coryell - guitar

Steve Swallow - bass

Roy Haynes - drums

И пластинке Lofty Fake Anagram 1968-го года

Ютуб-канал gd dwbt

1. June 15, 1967 - Gibbs / Michael Gibbs - 04:52

2. Feelings and Things - Carla Bley / Gibbs - 04:06

3. Fleurette Africaine - Duke Ellington - 03:41

4. I'm Your Pal - Steve Swallow - 03:05

5. Lines - Gary Burton - 03:13

6. Beach - Gary Burton - 03:43

7. Mother of the Dead Man - Carla Bley - 04:59

8. Good Citizen - Swallow / Gary Burton - 05:34

9. General Mojo Cuts Up - Steve Swallow - 04:35

Gary Burton - vibraphone

Larry Coryell - guitar

Steve Swallow - bass

Bobby Moses - drums

История сохранила видео выступления квартета Бёртона

Ютуб-канал JR Ellison

Любопытно появление Ларри на пластинках Дона Себески.

Дон Себески в конце 60-х активно пытается подружить, как и многие в то время, звучание джаза и рока. Отметим его работу в этом направлении альбом Don Sebesky & The Jazz-Rock Syndrome.

Ютуб-канал Ohhashi Yoshio

1. Word - 03:45

2. Shake a Lady - 03:42

3. Banana Flower - 02:48

4. Meet a Cheeta - 04:01

5. I Dig Rock & Roll Music - 02:05

6. Never My Love - 03:06

7. Dancing in the Streets - 03:17

8. Somebody Groovy - 04:07

9. You've Got Your Troubles - 02:52

10. Big Mama Cass - 02:51

Don Sebesky - Clavinet, Harpsichord, Organ, Piano

Janet Sebesky - Vocals

Richard Spencer - Sax (Alto)

Joe Beck - Guitar

Larry Coryell - Guitar

Hubert Laws - Flute

Don Payne - Bass (Electric)

Chuck Rainey - Bass (Electric)

Donald MacDonald - Drums

Наконец, пришло время Ларри записать первый именной сольный альбом. В 1968-м под своё крыло на много лет вперёд его берёт звукозаписывающий лейбл Vanguard. Первая пластинка называется Lady Coryell. В каком-то смысле это продолжение идей его группы The Free Spirits, но здесь музыкант не сдерживает себя в экспериментах с гитарным саундом, изрядно добавляя в звучание модной тогда психоделии, с другой стороны здесь появляются и вполне джазовые треки, но пока слышно невооружённым ухом, что в рок-стихии гитарист чувствует себя гораздо увереннее. Однако, это, друзья, образец неистового желания играть и джаз, и рок.

Larry Coryell – guitars, bass, vocals

Jimmy Garrison – bass (on 7)

Bob Moses – drums

Elvin Jones – drums (on 7 and 9)

В том же 1968-м году любопытно его участие в записи пластинки своего товарища по оркестру Чика Гамельтона саксофониста Эрни Лоуренса. Здесь очень интересная смесь психоделического рока и джаза. Почти уже музыка фьюжн! Альбом Look Toward a Dream:

Ютуб-канал SoundBurner

https://youtu.be/SPYzN5ORqaA

1. Gonna Get Some Right Now - 11:00

2. Contentment - 3:44

3. I Wish I Knew How It Would Feel To Be Free - 3:17

4. The Meeting Of Two Worlds - 7:16

5. Seymour Chick-Chick - 6:30

6. Feeling Good - 3:39

7. Look Toward The Day Of Man's Awakening - 2:50

Arnie Lawrence - Alto Saxophone

Larry Coryell - Guitar

Carline Ray, Harold Gaylor, Richard Davis - Bass

Roy Haynes - Drums

Кроме этого, Ларри присутствует на записи дебютной пластинки другого саксофониста - Стива Маркуса. Материал Маркуса - это тоже своеобразный сплав рока и джаза. Пластинка выйдет под названием Tomorrow Never Knows:

Steve Marcus - soprano saxophone, tenor saxophone

Larry Coryell - guitar

Chris Hills - bass

Bob Moses - drums

Второй сольный альбом музыканта, выпущенный в 1969-м году представляет гитарный песенный психоделический блюз-рок, или даже джаз-рок. Думаю, на этой пластинке Ларри пытался продолжить путь Джимми Хендрикса, но в своём понимании направления этого пути.

Ютуб-канал MazNour II

1. "Sex" 3:54

2. "Beautiful Woman" 4:36

3. "The Jam with Albert" 9:19

4. "Elementary Guitar Solo #5" 6:52

5. "No One Really Knows" (Julie Coryell, Larry Coryell) 5:08

6. "Morning Sickness" 5:22

7. "Ah Wuv Ooh" (Julie Coryell, Larry Coryell) 4:24

Larry Coryell – guitar, bass, keyboards, vocals

Mike Mandel – keyboards

Chuck Rainey – guitar, bass guitar

Mervin Bronson – bass guitar

Albert Stinson – bass guitar

Guests

Jim Pepper – flute, saxophone

Ron Carter – bass

Bernard Purdie – drums

Ларри Кориелл
Ларри Кориелл

В 1969-ом Ларри отметится в любопытном релизе джазового флейтиста Херби Манна - Memphis Underground. Херби в это время активно выпускает альбомы в стиле раннего кроссовер-джаза. Компетенции Кориелла здесь как нигде к месту.

Herbie Mann – flute

Reggie Young – guitar

Bobby Emmons – organ

Bobby Wood – electric and acoustic piano

Gene Chrisman – drums

Tommy Cogbill or Mike Leech - Fender bass (individual tracks not specified)

Также появляются на избранных треках:

Roy Ayers – vibes, conga on "Battle Hymn of the Republic"

Larry Coryell – guitar

Sonny Sharrock – guitar

Miroslav Vitouš - Fender bass on "Hold On, I'm Comin'"

Третий сольный альбом Кориелла для Vanguard в 1970-м записывается со звёздным по сегодняшним меркам составом: Джон Маклафлин, Чик Кориа, Бил Кобэм и Мирослав Витуш, не считая самого Кориелла. Думаю, что не случайно то, что трое из вышеперечисленных как раз в это время были заняты на студии у Майлза Дэвиса, записывая эпохальный альбом Bitches Brew. Ларри уже почуял, кем свершаются самые главные события в музыке и жаждал поработать с ними - и не прогадал. Альбом Spaces уже можно без преувеличения назвать одним из первых по-настоящему фьюжн альбомов. Что примечательно, он, практически, не повторяет концепции пластинок Майлза того времени и звучит вполне самостоятельно и самодостаточно.

Larry Coryell – guitar

John McLaughlin – guitar (1,2,4,5)

Chick Corea – electric piano (5)

Miroslav Vitouš – double bass (1,3,4,5)

Billy Cobham – drums (1,3,4,5)

К сожалению, пластинка не добилась успеха сразу после своего выхода. Здесь Ларри Кориеллу удивительным образом не повезло. Настоящую революцию сделает студийная работа Майлза Дэвиса - Bitches Brew. Spaces же выстрелит уже позже, когда лейбл перевыпустит её несколько лет спустя. Тогда уже удастся продать 250 000 копий.

Я вот частенько задумываюсь: не приехал бы Джон Маклафлин в Нью-Йорк в это время, не занял бы его место в сессиях In A Silent Way и Bitches Brew Ларри? Кто знает? Как видим он последовательно шёл к этому, и был тем гитаристом, который смог бы подойти Дэвису, но у судьбы свои капризы.

Ларри Кориелл
Ларри Кориелл

Как бы то ни было, судьба Ларри всё равно была предопределена - он станет активно развивать сплав джаза и рока, пусть и не на первых ролях, изрядно обогатив наследие фьюжн-музыки.

#filumjazz

Автор статьи - Filumjazz

Предыдущие материалы автора:

Херби Хэнкок. Разнообразие, изобретательность и джаз.
Майлз Дэвис. История джазового пророка

джаз, джаз-рок, фьюжн, Ларри Кориелл