Найти тему

Школа — территория оценки. Как научиться не сравнивать детей

Я не ошибусь, если напишу, что очень многие взрослые (родители или учителя) совершают эту ошибку – сравниваем своего ребенка с окружающими.

Иногда мы хотим совершенно из хороших побуждений поставить ребёнку в пример его одноклассника, друга, брата или сестру.

Совсем не давно поняла смысл поговорки: «Благими намерениями выстлана дорога в Ад».
Также вот и сравнение своих детей с окружающими — дорога в преисподнюю.

Каждый родитель страшно переживает, будет ли его ребёнок самым успешным, самым адаптивным, самым умным-красивым-ловким, причем правит этими переживаниями только любовь.

Но при этом, постоянно фиксируя провалы своего ребенка по отношению к Саше из соседнего дома (параллельного класса), мы формируем и у себя, и у ребёнка комплекс неудачника и неврозы.

Наши дифирамбы Саше родной Серёжа воспринимает как свой провал.

Сравнивать – это хорошо!

Маленькому ребёнку мы говорим: «Это большое — это маленькое», «Это сладкое — это соленое», «Это белое — это черное»? Почти обо всем в мире мы узнаем в сравнении с другими предметами и явлениями.

НО!

Это правило не работает, когда мы сравниваем детей.

Всегда найдется какое-то качество и какой-то другой ребёнок, который будет превосходить нашего.

Лучше сфокусироваться на том, что у ребёнка получается, что он любит, где он хорош, где легко достигает результата.

А как же воспитательный момент?

Вот тут важно научить ребенка двум сакральным знаниям: во-первых, люди разные, и именно эта их разность и есть наша сила. Вместе мы можем делать сногсшибательные штуки, такие как электричество, выход в космос или строительство прекрасных городов.

Во-вторых, провал, ошибка, неудача — знак, что ты идешь вперед. Если что-то не получается, значит, ты смельчак, который идет навстречу трудностям.

В школе дети неизменно окажутся в ситуации сравнения и оценивания, какими бы смайликами это ни прикрывали. И лишь очень сильный учитель сможет не использовать этот инструмент – сравнение, а сосредоточится на командной работе.

Всегда важно помнить, что слова и лечат, и калечат, и формируют.

Может, пора перестать сравнивать?

С вами была Мальвина Карловна!

Если вы тоже интересуетесь вопросами воспитания и образования— ставьте лайк, и подписывайтесь на мой канал здесь , чтоб не пропустить новые публикации!