В наше время, как никогда, актуальны произведения небольшого объема: писать лаконично, писать в точку, быть оригинальным, находить необычные решения как на филологическом, так и на лингвистическом уровне – вот, что должен уметь современный писатель. И если до нашего века писатели стремились закончить произведение многоточием, тем самым давали возможность читателю порассуждать, тщательно подумать над проблематикой произведения, то в наше время все чаше и чаще писатели ставят в конце запятую, после которой, помимо удивлений на лицах читателей, следуют, не отразившиеся в печати мысли автора: «К такому повороту вы точно не были готовы!» И как говорится: «А ларчик просто открывался». Или же по-новому, по-современному, о простом, покрывшемся завесой тайны:
Потемнело.
В чем же дело?
Лампочка
Перегорела
(Г.Г. Лукомников).
Нельзя не учитывать и возникшую в последнее время потребность людей в аудиокнигах, вызванную желанием каждого человека открыть для себя произведение с “вау” эффектом...
Г.Г. Лукомников, неординарно читающий свои стихи, надолго останется в памяти человека нового времени.
Интересно оживает и рассказ с запятой в конце – применим введенную нами характеристику – Ю. Нестеренко «Телефон доверия» в исполнении Михаила Прокопова и Сергея Бельчикова...
Ушло время Акакия Акакиевича, ушло время униженных и оскорбленных, жалобно смотрящих в глаза читателю со страницы книги, – пришла пора жесткого, безжалостного, но правдивого взгляда на события и людей – в мире, где человек человеку по-прежнему бревно, но, в отличие от пассивных ремизовских бревен, зорко оберегающий свой покой: мелкий бес в нем не отсутствует – лишь дремлет…
Рассказ Ю. Нестеренко содержит объективный взгляд на всех униженных и оскорбленных в нашей жизни…
«Текст! Мы хотим видеть цитаты! Нам нужны доказательства!» – уже слышится возмущенный голос наших читателей, но мы цитировать не станем – оставим возможность заинтересовавшемуся читателю (в нашем случае – есть стойкое предчувствие: читает статью филолог) самому узнать, что же написано про Ф.М. Достоевского… Да и вообще в обзоре этого рассказа цитат не будет (!), и про героев мы ничего не скажем, как не скажем ничего про финал (!), и даже, при всем нашем желании, не назовем созвучный по финалу рассказ А.П. Чехова – сохраним интригу до конца... В молчании золото, поэтому дальше – тишина…
Покой нам только сни…–
И сразу же вставать…
(А.П. Бахарев)
Но, как часто бывает, блаженная тишина заканчивается, не успев начаться: "но только я лег – звонок"… Только не носорог – курьер... А через секунду – звонок, теперь в квартирную дверь… Курьеров аж три!.. «Святая Троица…» – заметит язвительный читатель. Зачем они пришли? И что будет дальше? Убийство? А может, шантаж? Или… А разве возможно ИЛИ в нашей жизни? А если возможно, что тогда скрывается под этим ИЛИ? На все эти вопросы найдутся ответы в пьесе Д.А. Данилова «Сережа очень тупой». Но чтобы уж точно наш читатель взял пьесу в руки и прочитал, скажем, несколько слов про финал… Финал пьесы отражает взгляд на сверхъестественное если не всех людей нашего общества, то большинства; показывает поведение современного человека перед встречей с неизвестностью – подобно героям пьесы Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями», люди боятся неизвестности, и именно она толкает их на совершение сумасбродных поступков,– а главное – и самое интересное для всех филологов МПГУ 😉 – финал пьесы оказывается созвучен с творчеством нашего загадочно-таинственного писателя (!): герой пьесы – атеист – к концу комедии, не отдавая себе отчет, задается вопросом, волнующим нашего загадочно-таинственного писателя во многих стихотворениях и многих людей в нашего времени: «Где ты, Бог, в которого я не верю?»
Отдельно следует сказать о символическом приходе курьеров: их трое, и они, как и Троица, едины – неслучайно главный герой произносит фразу: «Втроем почему-то пришли. Курьеры всегда по одному ходят»; а дальше читатель узнает в одном из курьеров отца, в другом – сына, а третий… третий так и останется нераскрытым (и именно он начнет разговор о вере)... И работают курьеры «не для галочки», и проповедуют они нравственные идеи, правда, простоватым языком, пугающим героя, но зато они помогают людям, только вот помогают бездумно: готовы воплотить в жизнь как хорошие начинания, так и донельзя жуткие… Поэтому читатель в какой-то момент может поймать себя на мысли: «А не разжаловал ли их Господь? И не стали ли они поэтому курьерами?»
И тут писатель, будто предчувствуя лишние вопросы читателя, решает ввести историю из жизни каждого курьера. Но история-то оказывается единая для каждого из них по своей сути: «Раньше много трудовых династий было. Отец, сын, дед, внук – все на одном предприятии. Так и надо! Это сейчас разболтались все». И правду, получается, нужно искать в другом: в нашем мире работа курьеров механическая, не требует знаний, но и вера исключает разум по концепции: основывается исключительно на чувствах и ощущениях человека... В нашем мире вера, не подвергавшаяся ни разу сомнению, возможна, видно, лишь среди людей, занимающих невысокое социальное положение. К такому выводу можно было бы прийти, если бы курьеры подтвердили свою веру, но они не дают однозначный ответ герою и этим запутывают читателя... Несмотря на это, пьеса Д.А. Данилова – это своего рода пародия на веру людей, но на любую ли?..
На сумасбродные, возникшие на пустом месте, приметы? Да, конечно, после прочтения ни у кого не останется в этом сомнений. А есть ли в пьесе пародия на религию? Троица курьеров, ведущая странные диалоги, рассказывающая жуткие истории из жизни на работе, но… есть же истории с хорошим концом (!): человек же один передумал кончать жизнь самоубийством… И это после общения со странными курьерами, после загадочного их подарка!..
В курьерах если и угадывается Бог, то только тот, который не мешает, который человеку помогает во всем, ничего ему не навязывает, никаких запретов не накладывает – дает свободу выбора: возможность в любой момент поменять решение... А присутствие неземной силы в курьерах не от мира сего угадывается – в их детской наивности, проявляющейся и в речи, и в поступках, и в предложенной ими игре… «Что за игра?» – оставим возможность заинтересовавшемуся читателю узнать самому…
Комедия Д.А. Данилова может заинтересовать человека, увлекающегося техническими науками… В пьесе поднимается социальная проблема – чрезмерно высокие требования для людей, желающих устроиться на рабочую профессию (стать курьером): «У нас если меньше ста сорока, то не берут» – речь идет о результате теста на IQ. Здесь сразу вспоминается объявление, недавно взорвавшее интернет: на известном всем сайте по поиску работы к курьеру предъявлялось требование уметь программировать на C++. Будущему работнику необходимо будет по дороге к клиенту на телефоне совершенствовать программу. Дальше следовало уточнение: знание языка "не оплачивается, но обязательно"…
Филологов же мы снова попробуем заинтересовать Ф.М. Достоевским, который упоминается и в этой пьесе, только теперь уже в другом контексте, а также нетривиальными языковыми решениями автора… Например: что вы представляете, когда слышите по телефону фразу: «Буду в течение часа»?.. И уверены ли вы, что правильно понимаете собеседника?.. Скорей бросайте все, берите пьесу в руки и узнавайте!..
Но если вас после прочтения этой статьи по-прежнему терзает сомнение: стоит ли читать эти произведения, тогда нам остается только подобрать иллюстрацию для статьи, способную развеять оставшееся у вас сомнение… Не думайте, что мы возьмем и просто прикрепим иллюстрации из произведений. Мы так не сделаем – и не потому, что произведения гуляют по сети интернета без обложек, хотя это и немаловажная причина, но не она подтолкнула нас при выборе иллюстрации прислушаться прежде всего к возникающим ощущениям – и на содержание, на удивление многих, если и обращать, то второстепенное внимание. Для нас важно, чтобы читатель представил, какие эмоции и чувства произведения, прозвучавшие в этой статье, способны вызвать. Поэтому и выбор наш сразу пал на карикатуру Андрея Попова, которая, как и рассмотренные нами произведения, удивляет, вдохновляет, а главное – заставляет задуматься!..