Предыдущие наши публикации про Ковров были посвящены исторической части города. Напомним, что в середине XIX в. непосредственно город располагался севернее железнодорожных путей (Московско-Нижегородской железной дороги)
В последующие же годы южнее железнодорожной магистрали начали возводиться крупные предприятия (в том числе и Пулеметный завод - ныне "Завод им. В.А. Дегтярева", которые постепенно стали "обрастать" жилой инфраструктурой.
По ряду "градостроительных причин" северная часть Коврова застраивалась медленными темпами, а вот на южных территориях в скором времени вырос "Новый Ковров",
поглотивший со временем целый ряд близлежащих населенных пунктов, среди которых были и Шашово и Салтаниха.
Для того, чтобы перебраться в "новый" город мы воспользуемся пешеходным мостом перекинутым над железнодорожными путями,
который выводит нас к "вокзальному" храму -
так окрестили в народе церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, построенную в 1874 г. Поводом для строительства храма было
"чудесное спасение императора Александра II во время покушения на него недовольца Д.В. Караказова 4 апреля 1866 г."
Когда весть об этом случае дошла до рабочих ковровских железнодорожных мастерских, то они
"движимые чувством любви и преданности к Монарху"
дабы увековечить данное чудо, решили построить православный храм. Источники финансирования сего объекта были следующие:
- все рабочие железнодорожных мастерских жертвовали по 1 коп. с каждого заработанного ими рубля. По такой схеме за год собиралось около 1000 руб. А с учетом дополнительных пожертвований мастеровых на постройку храма удалось собрать в общей сложности около 19 000 руб. (в период с 1866 по 1874 гг.)
- 13 000 руб. пожертвовал И.А. Бусурин - директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги.
Храм, выполненный в "русском романтическом стиле" по проекту архитектора Н.А. Артлебена, был освящен в 1875 г.
В мае 1923 г. уже другое поколение рабочих (около 800 чел.), собравшихся в храме на лекцию "Правда о мощах", в ходе дискуссии, приняли следующую резолюцию:
"Железнодорожную церковь закрыть, обратить ее для просветительских целей. Церковные ценности передать государству."
Сказано - сделано. После непродолжительных ремонтно-демонтажных работ (убрали иконостас, снесли купола, перекрасили стены в идеологически правильный цвет) на выходе получился "Железнодорожный рабочий клуб им. т. Ленина". Все было бы ничего, но на здание бывшего храма положили глаз и военные: поскольку "особняк" располагался по соседству с ж/д вокзалом, то лучшего места для организации городского допризывного пункта (с которого команды новобранцев прямиком разъезжались бы по местам несения службы) найти было сложно. После Великой Отечественной войны, когда мобилизационная деятельность резко пошла на спад, здание церкви было передано под нужды торговли (в бывшем храме разместилась база промторга). Вернули храм верующим только в 1999 г.
За храмом, на пересечении ул. Малеева с ул. Лопатина располагается уже вполне "реальный" клуб - Дом культуры им. Ленина, построенный в 1956 г. - главный "очаг культуры" некогда мощного Ковровского экскаваторного завода (в свое время являлся крупнейшим в Европе производителем землеройной техники).
По ул. Маляева мы выходим на проспект Ленина (главная улица современного Коврова), где прямо перед нами появляется мемориальный комплекс "Ковров - город воинской славы", открытый в мае 2014 г., после того, как в 2011 г. городу, соответствующим Указом Президента РФ городу было присвоено это высокое почетное звание.
Через квартал, на проспекте Ленина (на пл. Победы) находится еще одно мемориальное место, в центре которого располагается Монумент Славы с Вечным огнем, открытый 23 февраля 1968 г.
В 2000 году мемориал на пл. Победы был дополнен Аллеей Героев (здесь увековечена память ковровчан - Героев Советского Союза)
В глубине площади, с одной стороны, мы встречаем памятник Д.Ф. Устинову (Маршал Советского Союза, Министр обороны СССР, почетный гражданин Коврова),
с другой - П.В. Финогенову (директор Завода им. Дегтярева (1954-1960 гг.), Министр оборонной промышленности СССР (1979-1989 гг.), почетный гражданин Коврова).
Напротив пл. Победы, в небольшом сквере, находится памятник Г.С. Шпагину (Герой Соц. Труда, конструктор стрелкового оружия, длительное время проработавший на Ковровском заводе (Завод им. Дегтярева).
Следуя далее по проспекту Ленина,
в очередном сквере (надо отдать должное - Ковров - зеленый город)
мы встречаем памятник писателю Никитину Сергею Константиновичу (уроженец Коврова, блестящий мастер рассказа).
Про Ковров можно говорить долго - город имеет действительно богатую историю, но, к сожалению, за полдня, которые нам удалось провести в Коврове, все осмотреть невозможно...
Уже на выезде из города мы на некоторое время задерживаемся у монумента "200-летию г. Коврова" (1978 г.), на котором можно рассмотреть орден Трудового Красного Знамени (этой наградой был отмечен доблестный труд ковровчан в годы Великой Отечественной войны)
и возле спортивного центра "Ковровец" - современный ледовый комплекс, открытый в 2016 г.
Миновав знак "Конец населенного пункта" с надписью "Ковров"
мы уже через 20 минут оказываемся на трассе М-7 "Волга",
чтобы уже в скором времени познакомиться с другими интересными местами нашей необъятной страны...
Подписывайтесь на наш канал и вы не пропустите наши новые публикации.
Если вы не пропустили предыдущие публикации про Ковров, то с ними можно ознакомиться здесь:
Источники информации:
1. Официальный сайт прихода "Храм Феодоровской иконы Божией Матери" г. Коврова (http://feodorovskaja.cerkov.ru)