Мы направляемся в город Ковров - один их крупнейших городов Владимирской области, который в 2011 г. соответствующим Указом Президента РФ был удостоен почетного звания "Город воинской славы".
"Ковров, уездный город Владимирской губернии, расположен на высоком, правом берегу реки Клязьмы
в 66 верстах к с.-в. от Владимира, в 237 верст. от Москвы, по Московско-Нижегородской ж.д., и в 741 верст. от С.-Петербурга."
В конце XII века на месте города располагалась деревня Елифановка (названа в честь ее основателя - зверолова Елифанова), которая в дальнейшем была преобразована в село Рождественское (по одной из легенд, в 1157 г., в канун Рождества Христова, князь Андрей Боголюбский во время перехода из Суздаля в Стародуб (древний город, некогда располагавшийся на территории современного Клязьминского Городка) из-за сильной вьюги сбился с пути и, когда казалось, что ситуация уже почти безвыходная, он со своей свитой случайно вышел к деревне Елифановка. Отогревшись и придя в себя князь, по случаю своего спасения, приказал в деревне построить Рождественский храм. Приказ князя был исполнен, после чего деревня Елифановка стала именоваться селом Рождественским).
В начале XVI в. (приблизительно в 1505-1506 гг.) село переходит в собственность князя Василия Андреевича Коврова (первый русский наместник в Великой Перми (Биармии) при великом князе московском Иване III, представитель древнего рода Стародубских князей) и получает новое название - Коврово.
В первой половине XVII в. князь Иван Семенович Ковров дарует свое село Суздальскому Спасо-Ефимовскому монастырю. Поскольку "через Коврово ходят разные люди из Казани и казанских городов" в селе был организован постоянный торг и создана таможня. В начале XVIII в. ярмарочный сбор доходил до "124 рублей 17 алт. с полуденьгою..."
В 1764 г. Коврово переходит в ведение Государственной Экономической коллегии и становится экономическим селом, а уже в 1778 г. приобретает статус уездного города и теряет букву "о" в конце своего названия.
В 1817 г. в Коврове было 887 жителей, 177 домов, 2 церкви. В 1861 г. население Коврова составляло 2 400 жителей. А вот уже спустя 2 года (в 1863 г.) население города составило уже - 4 119 жителей, проживающих в 259 домах. При этом в Коврове функционировали 7 постоялых дворов, 3 трактира, 154 лавки, 3 кирпичных завода, 4 бумаго-ткацких фабрики, 1 овчинный завод, приходское училище, городская больница. В городе действовали еженедельные базары, а Рождественская ярмарка (с оборотом 100 000 руб.) стала одной из знаменитой во Владимирской губернии. На местной пристани ежегодно грузилось около 60 000 пудов разных грузов на сумму 30 000 руб. Такой качественный скачок в жизни города стал возможен благодаря строительству Московско-Нижегородской железной дороги, среди объектов которой значилась и станция Ковров.
В последующие годы, благодаря железной дороге, торговля в Коврове стала сильно развиваться, возводились новые фабрики, оснащенные самым современным, в то время, оборудованием. Вскоре Ковров стал "одним из очень видных промышленных центров всей Московской промышленной области".
В 1883 г. в Коврове открывается известная Миткалево-ткацкая фабрика Ивана Андреевича Треумова
"Фабрика, в которой имелось 1024 станка, отапливалась дровами и нефтью, освещалась электричеством, работали на ней днем и ночью. Число рабочих на фабрике было взрослых - 1 394 м.п. и 1 116 ж.п. На фабрике было 4 паровые машины в 437 сил, 7 паровых котлов. Фабрика употребляла растительного топлива на 26 533 руб. и нефти на 19 700 руб. Фабрикой выработано легких и тяжелых бумажных тканей на сумму 3 078 001 руб. ..."
Примечание: И.А. Треумов считался одним их почтеннейших граждан Коврова. В городе он построил две "обширные" фабрики. Будучи впоследствии городским головою И.А. Треумов построил образцовый родильный приют при земской больницы, церковь при тюрьме и основал большую двухклассную школу в пригородном селе Малышево. В мае 1885 г. И.А. Треумов на охоте случайно застрелил своего ближайшего друга Ковровского земского начальника Д. П. Манькова. После этого случая "он стал невменяемым и, почти не приходя в сознание, влачил лишь самую жалкую жизнь..." Умер И.А. Треумов 31 декабря 1899 г. На похоронах присутствовал почти весь город...
Среди "замечательных уроженцев" г. Коврова в XIX веке современники отмечали известного археолога и историка Константина Никитича Тихонравова
и писателя, журналиста Николая Ильича Шаганова.
В 1916 г. в Коврове начинается строительство Пулеметного завода (учредители: петроградские промышленники В.А. Гиппиус и Д.Л. Лурье + датчане К. Винтер и С Йенсен).
Станки и другое оборудование для завода поступали из Дании и США. На заводе планировалось выпускать датский пулемет системы "Мадсен", первые образцы которого были изготовлены к августу 1917 г. Несмотря на то, что на ковровском заводе работали в основном датчане (русские рабочие нанимались исключительно на самые низкие должности), пулемет не выдержал испытаний и программа по поставке 15 тыс. экземпляров данного типа оружия для нужд Главного артиллерийского управления (по цене 1734 руб. за шт.) была провалена.
После Великой Октябрьской социалистической революции на завод были командированы В.Г. Федоров (русский и советский конструктор стрелкового оружия) и В.А. Дегтярев (в рекомендациях не нуждается). Первый был назначен на должность технического директора завода и вместе с приказом о назначении привез с собой и наряд на изготовление автоматов Федорова в количестве 9 000 шт. В 1919 г. завод, на котором на тот момент работало всего лишь около 300 человек, удалось наконец-то национализировать. Правда после этого события на предприятии произошел "случайный" пожар, который уничтожил большую часть оборудования. В дальнейшем Пулеметный завод переименовывается в Инструментальный завод №2, к которому впоследствии добавляется "титул" им. К.О. Киркижа, а в 1949 г. ковровское оружейное предприятие называется уже "Завод им. В.А. Дегтярева" (в годы Великой Отечественной войны здесь производились ППШ, ПТРД, РПД и др. типы оружия).
Среди значимых предприятий города в свое время числился и Ковровский экскаваторный завод, созданный в 1928 г. на базе железнодорожных ремонтных мастерских при станции Ковров-1, на котором с 1931 по 1996 гг. было выпущено более 90 тысяч экскаваторов различных марок.
Сегодня Ковров - это крупный промышленный центр с населением свыше 134 тыс. человек. Если на карте Менде (1850 г.), приведенной в начале нашего рассказа, город располагался севернее железнодорожных путей, то в настоящее время железная дорога уже оказалась в центре населенного пункта и делит его на 2 части: северную - исторический центр Коврова, и южную - современная часть города.
Сделав нашу первую остановку на привокзальной площади
мы начинаем нашу экскурсию по "старой" части города...
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации, посвященные г. Коврову.
Продолжение экскурсии по городу.
Источники информации:
1. Историко-статистическое описание города Коврова с уездом (сост. И.Ф. Токмаков), 1903 г.