Хочется пару слов для истории записать. Об этом ресурсе.
Начиная на нём заниматься (в ноябре 2022 года), я предполагала, что самым сложным будет русский язык, он им и оказался. Но я не знала, что именно за сложность будет.
И попробую сейчас сформулировать теоретически. А далее, возможно, у меня получится на примерах.
Я толком так нигде и не написала, в чём собственно сложность обучать Гришу. Вот убрали агрессию. Почему сложно? Учи - не хочу.
Но суть не в агрессии, суть в чём-то более сложном. А так как я живу с этим давно, то я уже и не понимала, я просто делала, как надо, а как надо, и не знала.
Вот такой тупичок.
А когда он начал делать упражнения на учи.ру (для 2-ого класса) я сразу поняла, вот оно... боль и неразрешимое нечто всего его обучения.
Итак.
Кто не был на учи.ру, там всё просто. Чаще всего вопрос и варианты ответов. Это самое простое.
А вот тут и засада... Чтобы подобрать вариант ответа, для начала вопрос надо прочесть. В программе второго класса его можно просто послушать.
Но тут важно, ПОСЛУШАТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!
Потом прочесть варианты ответа. В программе второго класса часто его тоже можно просто послушать и отметить.
Но опять, варианты ответов надо ПОСЛУШАТЬ!!!!
И тут я вспомнила.
Гриша не слушает...
Точно, я же забыла.
Напрочь забыла, что он не слушает. И не просто не слушает, но даже не пытается.
Когда начинается поток слов больше 2-3 коротких предложений, всё, Гриша отключается. Как понимаю, он неспособен понимать текст длиннее определённого объёма.
И вот это я знаю очень давно. И я как раз могу ему объяснить многое, но и здесь есть потолок.
В том, чтобы слушать и пытаться понять большие тексты и есть часть обучения, о которой многие не думают. Но вот если этого нет... нет такой суперсилы...
Если ты не можешь никак увеличить это своё слуховое внимание, то ты никуда не пойдёшь.
Потому что это не только слуховое внимание. Но и при чтении, когда Гриша читает, через 3-5 предложений, он вполне может уже и не помнить, что там было в начале.
При этом, есть варианты, может прослушать длинную сказку и, если удастся правильно сформулировать вопрос, он ответит на него.
Но видите, опять... правильно сформулированный вопрос. Просто вопрос из книги не поможет. Гриша будет молчать...
И так было 5 лет назад и сейчас. Ничего не помогло. Вообще. Да, Гриша изменил свою реакцию, если раньше он сразу уходил в протест на длинные монологи, то теперь нет, он социально приемлемо молчит. Но как и 5 лет назад ответа ты от него получить не мог, так и сейчас.
Уточнение. Для тех, кто не видел такого чего-то в своей жизни (рада за вас). К сожалению или к с частью, здесь нельзя сразу сказать: так у него УО, что ж вы от него хотите? Нет... Вот всё выше описанное идёт, держа за руку, очень хороший аналитический ум, который легко проверяется там, где текст не нужен. Там где только логика и анализ.
И именно на этом умении Гриша как-то выезжает. Как-то пробирается даже через чтение с русским языком.
Но... Если ты обладаешь проблемами Гриши, выше описанными, то ты всё равно упрёшься в потолок. И быстро. Мы упёрлись. И вся моя фантазия и изобретательность не смогли его пробить. Ибо... нет основы для обучения... и ничем её заменить не получается. Человек не может слушать, не может понимать длинное и короткое тоже задание. КАК он будет учиться? Я отвечаю - никак. Можно сделать множество пособий, можно писать короткие инструкции, можно делать такую форму подачи, что ребёнок сам будет понимать суть задания.
Но всё это упрётся... в возможности уже педагога.
НЕЛЬЗЯ учить и не объяснять материал. Никак... Это невозможно. Я пыталась. Это невозможно.
Да, до поры до времени и отдельные темы - можно. Но в целом - нет.
И вот "учи.ру"... Все задания, даже частично в математике, ты должен прочесть условия, вопрос и найти варианты, которые предварительно тоже надо прочесть.
И Гриша столкнулся с тем, что ему не задания тяжело выполнить (ответы он может знать), ему сложно добиться от компьютера, а что там вообще надо.
Обратите внимания. И я, и учитель, понимая его проблему, так или иначе, пытаемся сформулировать вопросы так, чтобы он понял. Тут даже не ясно, а что он не понимает? Слова? Нет, понимает. Я думаю, что проблема с объёмом внимания.
Пример могу такой привести. Когда у вас болит голова и вам кто-то решил что-то важное рассказать, вы слушаете, собрав все силы, но очень быстро теряете нить. Потому что вот это вот слушание для вас почти невыносимо. У вас болит голова, сильно, вы пытаетесь отстраниться от боли, пытаетесь прислушаться к тому, что говорят, да ещё и понять... Всё это на грани возможностей.
При этом вы здоровый, образованный человек, нет у вас УО. Просто в данный момент времени вы не способны слушать и воспринимать информацию. Ого.
Вернёмся к Грише и вопросам на учи.ру.
Он очень долго пытался и всё ещё пытается методом подбора найти ответ. Иногда получается. Но только иногда. Ты всё же должен читать или слушать вопрос, чтобы на него ответить.
Кстати, обратите внимания, одна из самых больших проблем аутистов, тяжёлых, которую озвучивают все родители, - это "он не может учиться, если ему неинтересно, а вот когда интересно, он быстро всё сам делает, его даже учить не надо". Добавлю. И часто это ооооочень сложные вещи. Очень сложные вещи аутичный ребёнок осваивает САМ. Но простейшие с помощью взрослых не может.
Вот... Гриша так же. Его даже учить не надо. В этом и проблема. Не в том, что интересно-не интересно, а в том, что человек аутичный не может учиться у другого... В силу, наверное, дефицитов. В случае Гриши, могу предположить, что у него вот слуховое внимание равно 1 проценту от необходимого.
Потому что, увидев, с каким трудом Гриша пробирается через задания учи.ру, я начинаю думать, что дело не в интересах. Аутичный тяжёлый ребёнок-человек делает то, что "интересно", потому что он видит решение этой, любой, задачи. А когда решения сразу не видит, для него вариантов больше нет... люди вокруг не могут ему помочь, да, они объясняют, но, думаю, аутичный человек давно понял, что ему это не помогает и он даже не пытается больше слушать... И сразу бросает то, что решить сам не может.
---
Это только моё предположение. Пока не знаю.
За 4 года ежедневной вдумчивой работы с Гришей, я не увидела больших изменений в этой области. Да, мы, конечно, прошли путь от "вообще не буду тебя слушать" до "ладно, послушаю, но только коротко". Это тоже путь. И да, он изменил нашу жизнь до неузнаваемости. Но всё равно, это ничто в сравнении с тем, что надо для более менее приемлемого функционирования.
С другой стороны, вот мы сделали очередное открытие в видении мира Гришей.
Итак.
Учи.ру. Много о нём плохого написано.
Но тут, как всегда, надо смотреть на то, что именно ты можешь извлечь из того или иного ресурса. И не обязательно это будут академические знания.
Мы вот извлекли неожиданное - тренировку умения слушать. Вот сюрприз.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Я не случайно начала с программы 2-ого класса, думая о том, что Грише надо время, чтобы понять как отвечать на уже известные ему вопросы в рамках сайта. И оказалась права... Ибо он даже на простейшие доступные ему вопросы ответить не в силах, в связи с описанными мной проблемами... Он задание понять не может...