Местом съемки фильма «Вокзал для двоих» стали Рижский вокзал и станция Лосиноостровская. Те же платформа и мост видны в «Служебном романе». Одна из последних картин - «Андерсен. Жизнь без любви» снималась в Останкинском дворце.
О том, как режиссер работал над своими фильмами, что любил, из-за чего огорчался, рассказала три года назад, накануне его 85-летия, президент фонда Эльдара Рязанова, вдова режиссера Эмма Абайдуллина.
Евтушенко в роли Сирано
- Рассказывая о своем первом фильме «Карнавальная ночь», Эльдар Александрович говорил, что выработал особую линию поведения: всех выслушивать, кивать, но делать по-своему. Какой у него был характер?
- Нетерпеливый. Режиссер - профессия особая. Если начать сомневаться и прислушиваться, что говорят вокруг, фильм не получится. Режиссерский характер подразумевает некоторую авторитарность, нужно быть абсолютно уверенным в своей правоте.
- Какой из его фильмов был у Эльдара Александровича самым любимым?
- Любимый – это тот, который сейчас снимаешь. А душа всегда болит за те картины, судьба которых не сложилась. «Человек ниоткуда» пролежал на полке 27 лет. «О бедном гусаре замолвите слово» закрывали три раза, а потом вырезали самые важные финальные кадры. «Сирано де Бержерак» сделать вообще не дали. В главной роли должен был сниматься Евгений Евтушенко. Но это был август 1968 года. На Красную площадь вышли, протестуя против ввода наших войск в Чехословакию, восемь человек. Евтушенко громко заявил свой протест в стихотворении «Танки идут по Праге». Незамедлительно последовал звонок Рязанову из Комитета по кинематографии: Евтушенко снимать не надо: берите, кого хотите, хоть Высоцкого, но не Евтушенко, иначе фильм будет закрыт. Рязанов отказался. И картину закрыли…Чествование кинорежиссера
Врать не умел
- В титрах почти всех фильмов Эльдара Александровича его фамилия упоминается трижды - режиссер, сценарист и актер в эпизоде: (пассажир троллейбуса в «Берегись автомобиля», начальник отдела насекомых в «Гараже», гробовщик в «Андерсене…»).
- То, что он мелькал в кадрах своих фильмов, конечно, шутка. Только один раз, когда снимали сцену в самолете в «Иронии судьбы», это было продиктовано необходимостью. Актер, который должен был сыграть пассажира, опаздывал – и Рязанов почти без грима уселся в кресло. Что касается остальных фильмов, то он сравнивал себя с художником, который рисует где-нибудь в углу картины маленького себя - в качестве автографа.
- По телепередачам могло показаться, что Рязанов такой мягкий человек, уступчивый.
- Он был очень глубоко чувствующий человек. И очень искренний. Не умел врать вообще – ни в жизни, ни в творчестве. Говорил мне: «Если придется обманывать, у меня на физиономии будет написано «Я – вру!» - и мне все равно никто не поверит, так что лучше и не пытаться».
Он никогда не врал, ни в жизни, ни в творчестве. На компромиссы шел, без них жизнь невозможна. Эльдар был очень добрым. Но не добреньким, не сладостно-приторным, а по- настоящему добрым. Помогал всегда, когда понимал, что его помощь нужна. И еще – он всегда и за все благодарил, это-то что-то врожденное, мне кажется. Даже в быту, по мелочам - чашку подашь, воротник поправишь, он – «Спасибо!», «Спасибо» - на автопилоте просто.
-Чего еще не выносил Эльдар Александрович?
Лени и необязательности. Если кто-то опаздывал на съемки, первый раз прощал, если это повторялось - делал замечание, а на третий раз этот актер мог идти уже в другую съемочную группу. Элик мог и накричать – метал громы и молнии. Но не на актеров – творчеству криком не поможешь, а на осветителей, помощников, администраторов, от которых зависят условия работы. Он не выносил ничего приблизительного, ничего «абы как». Никакой халтуры, типа «я сейчас по-быстрому, а потом доделаю». Так и в жизни было: когда готовил салат – он любил это делать - резал все мелко-мелко, тщательно. Это я могла по-крупному, «примерно», прорезать, поэтому меня ставили на помывку овощей, а он занимался нарезкой. Все что он делал, он делал как следует.
-Эльдар Александрович был трудоголиком?
- Это неправильное слово, он был поглощен любимой работой. Когда снимали «Ключ от спальни» или «Андерсена» (это было летом), он мог лечь спать в час ночи, а в четыре утра мы уже выезжали на съемку. Потому что белые ночи, снимать можно не 12, а 14 или даже 16 часов. Кроме того, он всегда и во всё вникал сам. На съёмках «Андерсена», которые шли в гористой местности, он, несмотря на солидный возраст, взбирался на холм, искал нужные ракурсы и вел туда операторов.
Жизнь начала меняться
- Поздний Рязанов - это совсем другое кино, не похожее на то, что он снимал раньше.
- Когда наступили новые времена и прекратилось стабильное государственное финансирование кино, каждый фильм стал начинаться с поиска денег. Многое из того, что он задумывал, снять не удалось. Так, не дали добро на «Забыть Герострата» с Женей Мироновым. Не осуществился и замысел «Русских на Мариенплац». Зарубили «Мастера и Маргариту». Отказали - «Нет денег» и проекту «Толстый и тонкая» с Люсей Гурченко и Альберто Сорди. Надо сказать, что Эльдар Александрович никогда ничего не снимал на «заказ», он делал только то, что считал необходимым. В это время уже не звонки из Комитета, а просто деньги стали тормозом.
- В фойе клуба «Эльдар» есть музей фильма «Андерсен»…
- Да, эта картина появилась не случайно. Андерсен сказочник, и Элик, по сути, тоже сказочник. Фильм задумывался давно. В начале 1980-х синопсис фильма был готов. Но там был эпизод: Андерсен едет по Копенгагену и с повязкой с еврейской звездой – это не разрешили. И фильм отложился. А в 2005 этой темы уже не было, тогда разрешили. Все отказы – это, конечно, стресс. Профессия режиссера – вообще кровавая такая. Для сердца.
«Та самая Эмма»
- Эмма Валериановна, интернет полон историй о том, что ваше знакомство с Эльдаром Александровичем произошло, когда вы пришли нему брать интервью…
- Я никогда не брала у него никаких интервью. Мы познакомились на Московском кинофестивале в 1985 или 1986 году. Я приехала из Свердловска, где руководила межобластным отделением Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства. Штаб кинофестиваля был в гостинице «Россия». И вот иду я по длинному коридору, а навстречу - Рязанов. А я незадолго до этого приглашала его в наш регион с кинопремьерами. Мы приближаемся друг к другу, я улыбаюсь, здороваюсь и говорю: «Я та самая Эмма, которая приглашала вас в Свердловск, а вы не приехали». Эльдар Александрович, такой галантный, мгновенно реагирует: «Если бы я знал, что Вы такая очаровательная, я, конечно бы, сразу прилетел». Я сказала: «Но теперь уже поздно». И мы разошлись. Потом, через несколько лет, мы встретились в секретариате Союза кинематографистов у Элема Климова, и с тех пор стали добрыми знакомыми…
Эмма Валериановна, какие задачи у «Фонда Эльдара Рязанова»?
- Фонд был создан, чтобы привлекать средства для проектов, которые продлят творческую жизнь Эльдара Александровича и память о нём. Это фестивали, конкурсы, творческие вечера. Киноклубу «Эльдар» был присвоен музейный статус. А недавно именем Оязанова была названа новая улица на Юго-Западе Москвы. Мы сами выбрали ее из нескольких вариантов, это недалеко от нашего Киноклуба «Эльдар».
«Распишитесь мне на майке»
- У каждого поколения свои кумиры. Наверное, фильмы Рязанова смотрят в основном люди старшего возраста?
- Мы с Эльдаром Александровичем каждое лето бывали на Валдае. Там красота необыкновенная, и у нас там дом. Однажды мы поехали на почту, вышли из машины, а у крыльца четыре пацана 7-9 лет: «Ой, Эльдар Александрович! Можно у вас автограф взять?». Один протягивает лист бумаги, другой. А третий говорит: «А мне, пожалуйста, на майке напишите!». Мы видим – белоснежная такая майка, новая. Эльдар Александрович говорит: «Нет, не буду, мама тебя заругает!». А мальчишка: «Нет-нет, мама обрадуется, она вас так любит!». Элик написал. Тут четвертый пацан поворачивается и просит: «А мне на спине напишите, я буду ходить и всем показывать!». Это, конечно, дороже любого «Оскара»!