Один из динозавров рок-сцены (он на ней уже шесть десятков лет), отец шок-рока, заслуженный новатор, актёр, владелец ресторана, страстный игрок в гольф, примерный трезвенник – это всё про Винсента Дэймона Фурнье. Но мы все его знаем под сценическим именем Элис Купер. Кстати, женским именем. Но сам Элис считал, что смена имени группы была лучшей его идеей.
Первые творческие эксперименты начались ещё в старших классах школы, где совместно с другими музыкантами Купер играл гаражный рок, одна из их песен даже стала хитом номер 1 на местном радио. Уже тогда парни устраивали мини театральные представления, так они переодевались в битлов и изображали их концерт с визжащими фанатками. А ещё использовали гильотину для разрезания арбузов. Это было в 1963-64 гг.
Дальше карьера Элис Купер пошла вверх, а сценический образ вокалиста, как и сложность театральных постановок с каждым годом развивались. Группа сотрудничала с Фрэнком Заппой, который помог им советом в укреплении дурной славы для дальнейшего продвижения. На концерте в Торонто в 1969 г. на сцену как-то попала курица. Элис Купер решил бросить её в толпу, наивно полагая, что курица – птица, а значит, полетит. Курица упала в первые ряды слушателей, которыми оказались люди в инвалидных колясках. По некоторым сведениям, курицу просто разорвали. В газетах же написали, что Купер откусил курице голову и пил её кровь. Гениальная идея Заппы состояла в том, чтобы данный слух не опровергать. Так появился шок-рок как жанр, а Элис Купер стал жутко и страшно знаменит.
Он выступал в гриме, с живой змеёй, в смирительной рубашке, душил ког-то, вешался сам, кровь на сцене лилась рекой. На фоне многочисленных хиппи групп начала 70-х Элис Купер производил неизгладимое впечатление. Конечно же родители были в шоке от такой музыки, группу запрещали, вырезали из телеэфира и концерты, писали на них жалобы в правительство. Сама Мэри Уайтхаус, о которой поётся в песне Pink Floyd “Pigs”, добилась запрета на трансляцию видеоклипа Элис Купер “School’s Out” на Би-би-си.
Однако вся эта шумиха вокруг группы шла им только на пользу. В феврале 1973 года вышел самый успешный в коммерческом отношении альбом группы “Billion Dollar Babies”. Он возглавил хит-парады как в Великобритании, так и в США, принеся музыкантам 1.2 млн долларов дохода. Все деньги Элис Купер вложили в создание нового сценического шоу, которое многократно превзошло всё то, что они показывали до этого. Вложения окупились с лихвой: тур в поддержку альбома Billion Dollar Babies собрал 4,6 миллиона долларов. Только за один 1973 год группа заработала 17 миллионов, огромную сумму по тем временам. Журнал Форбс даже поместил фото Элиса на обложку под заголовком: “Магнат нового типа!”
Купер был в восторге от такого положения дел, это было частью шоу по его мнению. “Мы пришли, чтобы высмеять три вещи: секс, смерть и деньги”, — заявил он в одном из интервью.
Элис Купер хотел сосредоточиться на шоу, в то время как остальные участники группы считали, что нужно больше внимания уделять музыке. На этой почве разногласий в 1974 г. группа распалась, и Купер занялся сольной карьерой. Сначала всё шло очень неплохо. В марте 1975 г. он выпустил первый сольный концептуальный альбом под названием Welcome to My Nightmare. Шоу для данного альбома превосходило по масштабности и зрелищности всё, что Купер делал до этого. Текст был приглашён читать звезда ужастиков Винсент Прайс. Данное шоу Элиса Купера легла в основу видеоклипа Майкла Джексона Thriller. Кстати, Винсент Прайс также читает текст в клипе Майкла.
Элис Купер страдал одной зависимостью – алкоголизм. К началу 80-х он уже с трудом управлял своей жизнью: альбомы, записанные в это время, он не помнил; периодически попадал в больницу; на концертах случались опасные для жизни происшествия. В результате, чтобы не потерять семью и любимое дело, Элис Купер взял передышку на год, в течение которого проводил время с детьми, каждый день играл в гольф, снимался в кино.
В 1988 г. истёк контракт музыканта со звукозаписывающей компанией MCA Records, и он подписал новый с Epic Records. С этого момента у Элиса Купера начался новый подъём в карьере. Прошло около 40 лет его присутствия на сцене, нужно было что-то реально прорывное. Таким фактором успеха послужил американский создатель хитов Дезмонд Чайлд. За 10 лет до этого Чайлд написал с Kiss “I Was Made For Loving You Baby”. Он стал ключевым партнёром Элиса Купера при создании следующего альбома под названием Trash.
Песня “Poison” с этого альбома стала одной из самых узнаваемых у Купера. В песне музыкант поёт о девушке, к которой его безумно тянет, но он понимает, что отношения с ней его отравят как настоящий яд. В песне также присутствует небольшой элемент садизма, там есть такая строчка: “I want to hurt you, just to hear you screaming my name” (хочу причинить тебе боль, чтобы ты прокричала моё имя).
Песня “Poison” стала также важной в творчестве Элиса Купера, т.к. именно на эту песню был снят его первый видео клип для MTV. В результате он вышел на более молодую аудиторию. С целью привлечь максимум внимания к клипу было принято решение пригласить сексапильную актрису для на съёмки. Была выбрана модель Рана Кеннеди. В первоначальной версии клипа Элис Купер прикован к какому-то металлическому механизму, а над ним кружила Рана топлесс. Впоследствии ролик изменили, а девушку одели в корсет, прикрывающий некогда обнажённую грудь. Давайте посмотрим:
В последствии Рана Кеннеди стала фитнесс инструктором. Для неё стало делом чести добиться от Элиса Купера официального подтверждения, что она топлесс в клипе не снималась. В 2021 г. он действительно опубликовал в инстаграме следующее заявление:
“Когда мы снимали клип “Poison”, одной из причин выбора Раны Кеннеди был её здоровый вид в противовес самой песне. Звукозаписывающая компания хотела более рискованной версии для международного проката, поэтому мы использовали дублёршу, это была не Рана. В итоге эту версию практически не найти, потому что и основная версия с Раной отлично сработала.”
У себя на страничке в Facebook Рана Кеннеди с большой радостью опубликовала это сообщение, пояснив, что за эти многие годы якобы её фотографии с обнажённой грудью размещали на сайтах сомнительного характера, она получала много пошлых комментариев. Рана говорит, что в 22 года, когда она снималась в клипе, она была уверена, что участие дублёрши будет обязательно как-то отмечено.
В конце 90-х компания Sony запустила программу trade-in на телевизоры. Лицом рекламной кампании стал 60-летний Элис Купер. Ирония состояла в том, что Элис Купер за свою карьеру ни один раз выбрасывал телевизоры из окон отелей. Девиз рекламной кампании был: “Не выбрасывайте свой телевизор.” А саундтреком стала “Poison”.
В 2007 г. песня приобрела второе дыхание, когда вышла завершающим треком сольного альбома Тарьи Турунен, бывшей солистки Nightwish.
Для музыкантов Элис Купер песня "Poison" стала особенно родной и близкой, открывающей всю душу группы, показывающей весь бунтарский, дикий характер коллектива. В ней смешаны классический рок и популярный в 80-х поп. Король ужасов так рассказывал о песне: "Poison была одной из наших самых классических песен. Возможно, потому что Дезмонд (соавтор и продюсер "Trash") скрупулезно работал над этой песней и сделал её по-настоящему утонченной. В этой вещи всё ещё чувствовалось элисовское презрение, элисовская сексуальность, я так думаю, понимаете?"
А как вы относитесь к творчеству Элиса Купера? Что нравится больше: ранее творчество группы или что-то из сольной карьеры короля шок-рока?