О ПОЗНАНИИ СЕБЯ
Часть 1. Вероучение.
ГЛАВА I. О ВЕРЕ
4. Об уверенности, которая исходит от веры, и информации, не воспринимаемой чувствами, которую верующие извлекают из нее [веры]
Феофилакт говорит следующее об уверенности, которая исходит от веры: "И вера сама по себе является оградой [для ума], не позволяющей войти в сознание греховным помыслам".
Златоуст называет веру якорем зимующей человеческой души и мирной гаванью человечества. И подчеркивает: "Это священный якорь, где всегда она [вера] укрепляет ум верующего". А потом: "Верно! Какое слово он употребил, когда сказал «обличение вещей невидимых»! Потому что обличение это относится к вещам, которые очень трудно проявить. Следовательно, вера говорит о проявлении невидимого и сообщает тем, кто смотрит на него о невидимом. Таким образом, вера сообщает о невидимом как о видимом, поскольку часто считается дающей упование, а неосновательная вера дает им основания, вернее, оно не только способствует, но, по существу, и является сама основой. Точно так же, как воскресение нельзя воспринимать как объективное событие, но надежда веры дает ему существование в нашей душе. Это означает «осуществление ожидаемого»".
Феодорит подчеркивает: "То, что невидимо, становится видимым через веру и эта вера становится в нас взглядом на то, на что мы надеемся, и показывает существующим, то что еще не произошло. И пока мертвые лежат в могилах вера уже предвещает воскресение из праха их тел, показывая в нашем воображении будущее бессмертие".
Григорий Нисский говорит, что Бог считает более справедливой веру, чем знание. Потому что все знания зависят от опыта, и это касается тех, кто его приобрел.
Впрочем, с христианской верой дела обстоят не так, потому что она касается не того, что можно познать, а того, что долгожданно существует. Ведь никто ни на что не надеется, если уже обладает им, потому что, поскольку у него это есть, потому он и не ожидает этого. Однако то, что ускользает от его разумного понимания усваивается верой с особой уверенностью, которая также удостоверяет нас в том, что невидимо.
Златоуст говорит: "Вера есть начало спасения. Вера – это чистое око, которым мы можем познать Бога. Верой воспринимается невидимое. Вера – хороший проводник, который руководит нами в море житейском. Вера — это чистое отражение невидимого. Вера есть точный наставник [учения] об единосущной Троице".
Святой Антоний говорит: "Вера в Господа нашего есть печать и стена, дающая нам безопасность" (Св.Афанасий. О жизни прп. Антония).
Ориген же отмечает: "Источник и начало всякой мудрости — верить в Бога всяческих. Опять же в конце концов, какую еще силу она [вера] даёт человеческой природе, кроме веры как счастья или изучения Того, Кто все видит и освящает не только то, что мы говорим и делаем, но и то, что все еще находится в нашей памяти".
Кирилл Александрийский говорит: "Вера есть дверь и путь в жизнь. Она является дорогой в гору, ведущей от тления к нетлению".
5. О необходимости дел, то есть о живой вере.
Относительно необходимости дел, которые будут способствовать совершенству, Феодорит говорит следующее: "Веры недостаточно для верующего, чтобы спастись, но для того, чтобы достичь совершенства, нужны и дела".
Климент же Александрийский говорит: "Вера есть добровольное согласие души; но нельзя стать делателем добрых и праведных дел, без их основания, которое есть любовь ко Христу".
Феофилакт говорит: "Вера, споспешествуемая любовью, есть совокупность всего [доброго] то есть, деятельная и живая любовь во Христе. Поэтому необходимо учиться проявлять свою веру через дела любви, и таким образом, доказывать ее действенность, но когда у кого-то нет любви, то он бездействует".
Этому аналогично место [из Писания], в котором говорится, что «вера без дел мертва есть» (Иак.2, 26).
Св. Фотий говорит: "Добродетели должны быть переплетены с верой и вместе образовывать великого человека, потому что ответственный образ жизни, хорошее поведение и порядочность, чистота деяний, свидетельствуют о Божественном происхождении веры. Каждая из них [из добродетелей] в отдельности и без другой может легко рассыпаться, потому что не может быть только отражением того, что есть в душах людей".
А святой Игнатий говорит: "Начало жизни — вера, а конец — любовь".
Те же, кто утверждают, что принадлежат Христу, не признаются таковыми на том лишь основании, что они говорят, но на основании того, что они делают. Это становятся понятным на примере дерева [и его плодов].
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласие переводчика .
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 6 параграф на тему: О свойствах истинной веры
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Иерей Александр Сергеев