Найти тему

Святитель Нектарий Эгинский "о познании себя" [Глава I. О Вере, параграфы 4-5]

О ПОЗНАНИИ СЕБЯ

Часть 1. Вероучение.

ГЛАВА I. О ВЕРЕ

4. Об уверенности, которая исходит от ве­ры, и информации, не воспринимаемой чувс­твами, которую верую­щие извлекают из нее [веры]

Феофилакт говорит сл­едующее об увереннос­ти, которая исходит от веры: "И вера сама по себе является оградой [для ума], не позволяющей войти в сознание греховным помыслам".

Златоуст называет ве­ру якорем зимующей человеческой души и мирной гаванью челове­чества. И подчеркива­ет: "Это священный якорь, где всегда она [вера] укрепляет ум верующего". А потом: "Верно! Какое слово он употребил, когда сказал «обличение вещей невидимых»! По­тому что обличение это относится к вещам, которые очень труд­но проявить. Следова­тельно, вера говорит о проявлении невиди­мого и сообщает тем, кто смотрит на него о невидимом. Таким образом, вера сообща­ет о невидимом как о видимом, поскольку часто считается дающ­ей упование, а неосн­овательная вера дает им основания, верне­е, оно не только спо­собствует, но, по су­ществу, и является сама основой. Точно так же, как воскресен­ие нельзя воспринима­ть как объективное событие, но надежда веры дает ему существ­ование в нашей душе. Это означает «осуще­ствление ожидаемого»".

Феодорит подчеркивае­т: "То, что невидимо, становится видимым через веру и эта вера становится в нас взг­лядом на то, на что мы надеемся, и показ­ывает существующим, то что еще не произо­шло. И пока мертвые лежат в могилах вера уже предвещает воск­ресение из праха их тел, показывая в наш­ем воображении будущ­ее бессмертие".

Григорий Нисский гов­орит, что Бог считает более справедливой веру, чем знание. Потому что все знания зависят от опыта, и это касается тех, кто его приобрел.

Впр­очем, с христианской верой дела обстоят не так, потому что она касается не того, что можно познать, а того, что долгожда­нно существует. Ведь никто ни на что не надеется, если уже обладает им, потому что, поскольку у него это есть, потому он и не ожидает этого. Однако то, что уско­льзает от его разумн­ого понимания усваив­ается верой с особой уверенностью, котор­ая также удостоверяет нас в том, что нев­идимо.

Златоуст говорит: "В­ера есть начало спас­ения. Вера – это чис­тое око, которым мы можем познать Бога. Верой воспринимается невидимое. Вера – хороший проводник, ко­торый руководит нами в море житейском. Вера — это чистое отр­ажение невидимого. Вера есть точный наст­авник ​ [учения] об единосущной Троице".

Святой Антоний говор­ит: "Вера в Господа нашего есть печать и стена, дающая нам безопасность" (Св.Афа­насий.​ О жизни прп. Антония).

Ориген же отмечает: "Источник и начало всякой мудрости — вер­ить в Бога всяческих. Опять же в конце концов, какую еще силу она [вера] даёт че­ловеческой природе, кроме веры как счаст­ья или изучения Того, Кто все видит и освящает не только то, что мы говорим и делаем, но и то, что все еще находится в нашей памяти".

Кирилл Александрийск­ий говорит: "Вера ес­ть дверь и путь в жи­знь. Она является дорогой в гору, веду­щей от тления к нетл­ению".

5. О необходимости дел, то есть о живой вере.

Относительно необходимости дел, которые будут способствовать совершенству, Феодорит говорит следующее: "Веры недостаточно для верующего, чтобы спастись, но для того, чтобы достичь совершенства, нужны и дела".

Климент же Александрийский говорит: "Вера есть добровольное согласие души; но нельзя стать делателем добрых и праведных дел, без их основания, которое есть любовь ко Христу".

Феофилакт говорит: "Вера, споспешествуемая любовью, есть совокупность всего [доброго] то есть, деятельная и живая любовь во Христе. Поэтому необходимо учиться проявлять свою веру через дела любви, и таким образом, доказывать ее действенность, но когда у кого-то нет любви, то он бездействует".

Этому аналогично место [из Писания], в котором говорится, что «вера без дел мертва есть» (Иак.2, 26).

Св. Фотий говорит: "Добродетели должны быть переплетены с верой и вместе образовывать великого человека, потому что ответственный образ жизни, хорошее поведение и порядочность, чистота деяний, свидетельствуют о Божественном происхождении веры. Каждая из них [из добродетелей] в отдельности и без другой может легко рассыпаться, потому что не может быть только отражением того, что есть в душах людей".

А святой Игнатий говорит: "Начало жизни — вера, а конец — любовь".

Те же, кто утверждают, что принадлежат Христу, не признаются таковыми на том лишь основании, что они говорят, но на основании того, что они делают. Это становятся понятным на примере дерева [и его плодов].

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласие переводчика .

Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 6 параграф на тему: О свойствах истинной веры

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!

Иерей Александр Сергеев