Маргарита Павловна машинально поставила чайник на плиту. Время 6.20. Еще можно попить чай. И что дальше? Годами отработанные движения постоянно напоминали о том, чего уже не вернуть.
Организм действовал как часы. Выработанные ритуалы стали абсолютно ненужными сейчас. Сразу после смерти мужа она крепилась, да и дети не давали покоя. Они понимали, что ей одной было дико тоскливо. Но прошел год, у всех появились свои заботы и хлопоты, а она осталась одна.
На работе не давали скучать, кроме этого, по совету подруг она пошла на йогу. В их городе была сформирована группа для тех, кому немного за 45+. Многие посещали занятия годами, Маргариту приняли тепло. Это давало ощущения нужности, позволяло хоть немного скрасить время после работы.
Летом была дача, приезжали внуки. Конечно, без мужской руки тяжело, и ей было неудобно постоянно отвлекать то сына, то зятя. Да и делали они все не так, как муж. Она не показывала своего неудовольствия, но сын пару раз сам это заметил.
—Да, мам, у папы лучше все получалось. Ну что поделать, всем тяжело. И баню я не так топлю, у него и веники лучше были.
—Говорил он тебе, олуху, учись, а ты все улыбался. Как знал, что без него все пропадет.
Такие разговоры сближали семью, и иногда она представляла, что муж просто куда-то уехал ненадолго. Частенько в детях она находила его черты, украдкой смахивала слезы и держалась. Иногда, забывшись, высказывалась портрету, ругалась или жаловалась.
Ох, Коля, недавно видела соседку нашу, с третьего этажа. Шуршит куда-то, нарядная. Слышал, мужа то она выгнала, да и правильно сделала. Ты всегда говорил, что он лентяй и лодырь.
С портрета на нее смотрели веселые глаза любимого мужа. Казалось, даже сейчас он показывал всем своим внешним видом, что да, он был прав.
Вытерев увлажнившиеся от воспоминаний глаза, Маргарита Павловна посмотрела на телефон. 6.30. И чай выпит, и спешить некуда. Раньше они еще минут 30 вместе обсуждали новости, пили таблетки, искали ее очки. Какие-то бытовые мелочи, которые оказались такими важными. А сейчас тишина да пустота. Если бы не кот Тишка, вообще хоть волком вой.
Маргарита иногда ловила себя на мысли, что разговаривать с котом не совсем нормально, но это был единственный ее собеседник длинными зимними вечерами.
—Эх, Тишка, пойду я на работу. Купить тебе рыбки по дороге? Не смотри такими глазами, дармоед, дам одну штучку. Тебе нельзя, лечи тебя потом.
Потеряв мужа, она страшилась теперь и потери кота, которого подобрали на улице котенком. Старенький, с седыми усами, он тоскливо переживал смерть хозяина, не отходя от нее. Спал ночами и часто будил, когда она во сне плакала и кричала.
Иногда ей казалось, что она не отойдет от своего горя. Дочь звала ее жить к себе, но ей не хотелось быть ей обузой. Она молодая женщина, которой недавно исполнилось 50. Что она, старуха? Но как снова полюбить жизнь, которая отняла у нее самое дорогое? Мужа, с которым она была знакома с первого класса?
Да, положа руку на сердце, было всякое. И ругались, и мирились, даже один раз чуть не подрались. Она приревновала Колю к диспетчеру на работе. Муж долго клялся, что даже и не смотрел в ту сторону, но женщина упорно психовала. Но никогда не было даже мысли развестить или уйти. Ведь больше было счастья, чем проблем.
Сейчас вспоминать об этом было тоскливо. Зачем она иногда пилила его, редко говорила ласковые слова или хвалила? Казалось, что жизнь с ним будет вечной. Она бы все отдала сейчас за возможность снова обнять мужа, поцеловать и сказать, что она его любит. Но время не повернуть вспять...
Комментарий практикующего психолога Янины Квашниной:
К сожалению, невозможно пережить потерю близкого человека безболезненно. Именно потому, что теряется близкий, дорогой человек. Такие утраты оставляют глубокие шрамы в душе и, к сожалению, это то, с чем придется смирится и жить дальше.
Если говорить о нашей Маргарите, то можно сказать, что она справляется очень хорошо. Конечно, она и по вечерам тоскует и утром чувствует пустоту, заполненную раньше привычными утренними ритуалами. Но, то, что с ней происходит, это нормально. Ведь в каком-то смысле, ей нужно научится жить заново, без дорогого и близкого человека. И эта жизнь не только без его физического присутствия, но и без ставшими ненужными сотни вещей, без бытовой помощи, без неспешных бесед и т.д. И многому из этого нужно находить замену. А чему-то замена не найдется никогда.
В этом и заключается ценность дорогих нам людей - их невозможно никем и ничем заменить. Если же говорить о практической стороне, то да, можно посоветовать создавать новые ритуалы, новые занятия, может, завести еще питомца (желательно собаку), развивать социальные связи, много гулять. Но, при этом не торопить себя. Большинство скорбящих с течением времени успешно справляются с чувством горя, а патологическая скорбь, чаще всего появляется именно тогда, когда не все стадии скорби были должным образом пройдены.
Рекомендуемая литература: Вероника Семёнова: "Как пережить утрату и справиться со скорбью", Фредерик Бакман " Вторая жизнь Уве".