«Московская газета» узнала у представителей отрасли о проблемах и перспективах российского производства кожи
Ранее издание уже касалось проблем кожевенного производства в России в связи с производством обуви. Что думают об этих проблемах сами кожевники?
Экспорт — на импортном сырье
Похоже, кожевенная отрасль — одна из многих экспортоориентированных отраслей российской промышленности, которой сейчас сложно переориентироваться на внутренний рынок.
Получить оперативный комментарий от крупнейшего производителя — группы компаний «Русская кожа» и входящего в неё Рязанского кожевенного завода, — изданию не удалось. Однако, ситуацию прояснили комментарии подмосковного предприятия и Российского союза кожевников и обувщиков.
«Наш основной клиент — российские обувные фабрики, — рассказала «Московской газете» гендиректор Серпуховского кожевенного завода «Труд» Элина Ионова. — Спрос сейчас достаточно высокий, производство мы не сокращали. А вот у тех предприятий, которые были ориентированы на экспорт, объёмы производства, конечно, упали. Мы смогли перепрофилироваться, у нас объём экспорта был не критичным. А тем, кто отправлял на экспорт до 50% продукции, сейчас сложно. У нас экспорта было в пределах 20% — преимущественно в Италию, Польшу. Сейчас мы заполнили эту нишу за счёт увеличившегося внутрироссийского спроса».
Есть ли у серпуховского предприятия проблемы с импортным оборудованием и комплектующими?
«С этим сложно, да, — подтвердила представитель отрасли. — Кожевенное оборудование производится в Италии и Германии. Поставки стали сложными, минимум по три месяца. Это серьёзная проблема. Мы ввозим оборудование и комплектующие с помощью параллельного импорта из Китая. Раньше одна фура с грузом стоила где-то 3 тыс. евро, теперь — 7-8. И это только транспортные издержки».
Вошли эти издержки в себестоимость производства кожи и, в конечном счёте, в отпускные цены на продукцию серпуховского предприятия?
«Конечно, вошли. Процентов на 10% выросли себестоимость и отпускная стоимость. Но мы стараемся сдерживать цены любыми способами. Где это возможно, фиксируем прайс на полгода», — рассказала гендиректор «Труда».
Российские обувщики действительно предпочитают пользоваться импортным сырьём?
«Да, обувщики — это особая «каста», они закупают много турецкой кожи, также берут её в Пакистане... Дело в том, что кожевенное производство — весьма ёмкое, здесь завод за месяц, как обувной цех, не построишь. Существующих в России кожевенных производств не хватает», — заключила Элина Ионова.
Стратегическая продукция
Современная российская кожевенная отрасль высокотехнологична, экспортоориентирована и представлена более чем 30 крупными, малыми и средними предприятиями в различных регионах страны, в основном, в европейской части России, рассказали «Московской газете» в Российском союзе кожевников и обувщиков (РСКО).
«Это одна из немногих отраслей легкой промышленности, традиционно работающая на российском сырье, — сообщили в Союзе. — Шкуры крупного рогатого скота, отходы производства мяса говядины. Натуральная кожа используется в обувной, кожгалантерейной промышленности, автомобиле-, авиа- и судостроении, а белковые отходы кожевенного производства — в пищевой промышленности (белковая колбасная оболочка и коллагеновые добавки в мясные изделия), медицине (ожоговые повязки, белок в производстве медпрепаратов), сельском хозяйстве (удобрения, корм для птицы и скота), дорожном строительстве и других сферах. Ежегодно производится порядка 20 млн кв. м кожи. Основной объем используется в обувной промышленности, в том числе для обеспечения Гособоронзаказа».
Как отмечают собеседники «Московской», отрасль напрямую зависит от развития животноводства и заготовки сырья крупного рогатого скота (98% кожи — из КРС).
«К сожалению, несмотря на государственную поддержку животноводства, поголовье крупного рогатого скота (КРС) ежегодно снижается, что приводит к недостатку сырьевых ресурсов. Недостаток в сырье частично восполнялся импортом сырья. Поэтому с 2014 по 2020 гг правительство РФ вводило временные запреты на вывоз кожевенного полуфабриката. Указанная мера сохранения кожсырьевых ресурсов позволяла создать высокий потенциал отрасли, реализовать программу глубокой переработки всего кожевенного сырья, осуществить импортозамещение по ряду видов кож и обуви, создать новые производства и осуществить техническое переоснащение действующих, что позволило в пандемию коронавируса сохранить коллективы и производства. Но с 2020 года временные запреты экспорта не вводятся в связи с пандемией и снижением спроса на российские ресурсы, что отражается на производстве и качестве ресурсов», — рассказали аналитики РСКО.
В настоящее время в связи с санкциями проблемы возникают с ввозом новых химических материалов – заменителей санкционных, а по ряду материалов требуется госрегистрация, на что уходит до 2,5 месяцев и финансовые немалые средства, говорят эксперты.
Несмотря на снижение спроса на натуральную кожу в обуви (мировой тренд на синтетические дешевые материалы) спрос на российскую кожу —устойчивый, и перспективы роста — огромные, считают в Союзе.
«Доля российской обуви на внутреннем рынке не превышает 20%, и при поставленной задаче импортозамещения она должна расти при создании соответствующих условий в стране для такого роста. Как уже говорилось, отрасль экспортоориентирована, экспортировала в 2019 году более 35% готовых кож (Россия вошла в первую мировую пятерку по производству готовых кож). Основной экспорт шел в «недружественные» страны. В настоящее время предприятия находят новых потребителей и выстраивают с ними отношения по экспорту готовой кожи», — сообщили представители отрасли.
Что касается развития потребления внутреннего рынка кож, то наряду со спросом на автомобильные кожи (кожевники участвуют в программе отечественного элитного автомобиля «Аурус»), мебельные, авиа-кожи, государству необходимо создать Стратегическую программу развития кожевенно-обувной отрасли, которая бы включала сохранение сырьевых ресурсов в стране (запрет на вывоз сырья и полуфабриката), снижение налогов для отрасли (НДС, социальных налогов), реальную борьбу по снижению контрафакта и незаконного импорта обуви, увеличение ввозных пошлин на обувь (в настоящее время величина пошлин ниже 5%), доступ к дешевым кредитным ресурсам, считают в Союзе.
Все эти меры есть у основных конкурентов российского кожпроизводства (Китая, Турции и др.), что позволяет их продукции быть более дешевой и занимать 80% российского рынка, добавили представители отрасли.
«Российские производители кожи и обуви ждут аналогичной поддержки от правительства РФ, так как кожа и обувь являются стратегической продукцией для страны, как с точки зрения погодных условий и выживания в нашем суровом климате, так и безопасности страны», — заключили в Российском союзе кожевников и обувщиков.