Всем привет! В ноябре 2010-го я впервые прослушал песню "Master of Puppets", до этого я, что называется, "ни в какую" не хотел ее воспринимать - то ли оттого, что о ней трубили всюду, где обсуждался/затрагивался метал, то ли оттого, что мне как-то не "вкатывал" вступительный рифф, а дальше уже слушать и не хотелось. На самом деле, есть у меня такая черта - "первичное непринятие чего-то сверхпопулярного" - допускаю, что, причина изначальной антипатии к "Мастеру" была и в этом. Тем не менее в какой-то момент меня, что называется, прям "потянуло" послушать эту песню, и эффект был очень серьезным. Песня наконец-то «зашла», я полностью проникся этим музыкальным духом, для меня тогда это стало чем-то качественно новым (это был не хард-рок и даже не балладная Металлика, которую я поверхностно знал до этого, а что-то совершенно другое). Итак, сегодня я расскажу вам о своей "истории взаимоотношений" с альбомом Master of Puppets.
Рассказать что-то новое/неизвестное об этом альбоме очень трудно, да и, если честно, я такой задачи перед собой не ставлю. Как вы могли заметить, обычно я не переписываю биографические очерки, ограничиваясь несколькими вводными предложениями (если это важно и уместно). В отношении Master of Puppets из важнейшего надо сказать, что это третий номерной альбом Metallica, выпущенный 3 марта 1986-го, и последний, записанный при участии бас-гитариста Клиффа Бёртона, трагически погибшего во время гастролей группы в том же году. Именно этот альбом принес группе мировую славу, хиты с этой пластинки неизменно входят в концертную программу Metallica и по сей день. Из не самого важного - все остальное, тысячи случайных фактов. Начиная c того, что обложка - одна из самых узнаваемых в мировой музыке, что альбом включен в Библиотеку Конгресса США, что одноименная песня "Master of Puppets" была по сути перевыпущена (вышло официальное "лирик-видео") минувшим летом из-за новой волны популярности благодаря использованию в саундтреке сериала "Очень странные дела", и заканчивая тем, что "Master" остается одним из самых популярных гитарных риффов (каверы на песню выходят на YouTube десятками ежедневно!), что в студийной версии названной песни темп ее звучания был ускорен искусственно (технически, уже после записи) и так далее.
Я тоже учился играть металлические риффы, прежде всего, на "Мастере" (до сих пор учусь, ведь так "оттарабанить" даунстроком целую песню, конечно же, очень сложно!), но изначально основным моим инструментальным профилем здесь были барабаны (с 15 лет мы играли со своим школьным другом в "каморке" Металлику - я садился за барабаны и параллельно старался петь, а он молотил на своем черном Ibanez комбинированную гитарную партию Хэтфилда и Хэммета). Да, Хэммет…Сколько же ему "досталось" за последние годы на "гитарном ютубе" (некоторые "деятели" неустанно критикуют Кирка, доказывая, что он никогда не умел играть и написал 0 песен в составе группы)!
Воспоминаний (тех самых "music memories") касательно как Метлы, так и обсуждаемого альбома у меня очень и очень много. Я помню много отдельных дней, когда я слушал/разучивал эти песни; смотрел концертные записи Metallica разных лет и в каждом новом концерте отматывал на "Мастера" и "Санитэриум", чтобы сравнить с предыдущими версиями исполнения; помню, как я был на одном региональном рок-фестивале и впечатлился игре молодого барабанщика, в ней я сразу угадал Металлику, а пообщавшись с ним после концерта, лишь подтвердил свои догадки. В общем, да, я с Master of Puppets рос, это один из альбомов, который никогда не покидал мою фонотеку.
Что я думаю об этой пластинке на данный момент?
Конечно, она слушана-переслушана сотни раз, поэтому в последние годы я включаю эти песни реже. И тем не менее лично у меня подростковая страсть к "Battery", "Master of Puppets" и "Welcome Home (Sanitarium)" не угасла, я стараюсь сохранять "здоровый уровень интереса" к этим композициям. Честно скажу, что названные три вещи и сейчас слушаются очень свежо и "цепляюще". Остальные песни для меня были всегда на втором месте, хотя они тоже, конечно же, мощные.
Кто бы что ни судачил о том, что Метла - это попса, мейнстрим, скатились, незаслуженно популярны, не тру, не треш, но качество материала на этом альбоме говорит само за себя вот уже на протяжении 36 лет. Пластинки сметаются с прилавков, мерч расходится по рукам, рецензии и книжки пишутся, песни играются - все это лишь подтверждает культовость статуса альбома, принятие/непринятие этого факта не имеет никакого значения вовне.
Я как-то пропустил момент, когда вышел суперделюкс бокс-сет Master of Puppets (помню, в прошлом году в таком формате выходил Black Album) - оказывается, такой есть. Помимо кучи концертных записей, в сет вошли и любопытные (прежде всего, для фанатов группы) демки. Например, черновые записи риффов, сделанные музыкантами дома на диктофон/магнитофон:
Черновики студийные:
Что мне всегда нравилось и продолжает нравиться в этом альбоме больше всего?
"Master of Puppets" в целом как суперпесня с грандиозным размахом, с красивейшим и до сих пор непонятно как туда попавшим лирическим гитарным соло в середине, а про гитарные рифы и поддерживающие их остальные инструментальные партии я вообще молчу. "Welcome home" как песня-носитель одного из самых эпических гитарных переборов в ми миноре, да и вокально Джеймс здесь тут неотразим! "Battery" как эталон металлической песни: есть много разных частей (казалось бы, несочетаемых! - вступительная партия на акустике и следующий за ней дисторшн-риф), быстрая, злая, бескомпромиссная. "Orion" - пример, когда хотели больше "подсветить" спокойную часть, но надо было придать песне металлическую форму, и все это вышло отлично. "The thing that should not be" - грузная и накаляющая, с одним из самых страшных "хорусов" того времени!
В моей коллекции пока нет винила, но есть лицензионный CD, случайно купленный мной в 2014-м году - это вообще был последний диск, который я покупал. Символично!
Куча музыкантов переигрывали Master of Puppets, кто-то каверил альбом целиком (широко известен пример группы Dream Theater) - это понятно. Но встречаются и любопытные (забавные) каверы - к примеру, версия на стилофоне:
Ну, и в завершение небольшой ролик, прежде всего, для тех, кто думает, что культовые треш-металлисты тащатся только от своего "митола":)
#metallica #rock #рок-музыка #ахдакакойтеперьсмыслвэтиххэштегах