В умном Томске, где работают и процветают 9 университетов, несколько НИИ и есть особая экономическая зона технико-внедренческого типа, до 2010 года не было организации, которая могла бы помочь женщинам, оказавшимся в беде.
В 2010 году в мэрию Томска инициаторы создания такой структуры принесли данные соцопроса, в котором говорилось, что каждая четвертая женщина в стране так или иначе сталкивается с насилием в семье. На тогдашнего мэра Томска Николая Николайчука эта и другие цифры опроса произвели сильное впечатление, он дал разрешение на создание отдела, который будет работать с женщинами в беде.
Отдел работает по сей день, в его структуре 9 специалистов, и все эти годы томички и жительницы районов области, в семьях которых есть проблемы, могли и могут обращаться по адресу Говорова, 76/1.
Только в 2022 году порог здания по этому адресу переступили 70 женщин, которым нужна помощь. За 2019-2021 годы в отдел обратились почти тысяча человек.
Благополучным томичам, далеким от темы домашнего насилия, сложно представить себе какие уродливые формы порой принимают отношения в семье.
В отделе реабилитации очень деликатно рассказывают истории своих подопечных, тем не менее, вот лишь некоторые зарисовки.
Кого-то муж заставил рожать дома, кого-то избивал в присутствии детей, кого-то толкнул и сломал руку или ногу и заставил жить в страхе годами. Обязательный пункт программы - угрозы. "Я отсижу, дети поживут в детдоме, но я это сделаю", - такие заявления от мужей - тиранов женщины слышат регулярно.
Фото: Густаво Зырянова/Сиб.фм
Почти всегда абьюз — это тотальный контроль, стремление свести к нулю все социальные связи жены, навязчивое желание контролировать все моменты жизнедеятельности женщины, включая время, потраченное на поход к стоматологу.
Можно бесконечно долго задавать вопросы на тему — почему эти женщины не уходят из семьи? Причин несколько. За годы абьюза женщины отвыкают мыслить самостоятельно, принимать какие- то решения, но это только часть проблемы.
Психологи томского отдела реабилитации говорят, что абьюзеры в социальной жизни, как правило, очень обаятельны, и неопытный участковый, которому избитая женщина говорит о побоях, просто не верит ей. Он общался с мужем жертвы и видел, насколько улыбчив и симпатичен мужчина, скорее всего, женщина что-то придумала. Примерно такая схема срабатывает в большинстве случаев, если женщина, на которую подняли руку, пытается обратиться за помощью.
Своих денег у таких женщин, как правило, нет, друзей и подруг не осталось, снять квартиру не на что, куда идти самой и куда вести и чем кормить детей — такие вопросы все женщины, оказавшиеся в ситуации насилия, задают себе сотни раз за день.
До недавнего времени сотрудницы отдела могли поселить обратившуюся к ним женщину в убежище, куда нет доступа мужу — абьюзеру, сейчас такой возможности нет. С июля отдел остался без партнера, который мог помочь с временным жилищем для женщин.
Поскольку отдел реабилитации — структура государственная, часы работы с 9.00 до 18.00 в будние дни.
Как говорит начальник отдела Наталья Богданова, по праздникам и в выходные женщин избивать не прекращают, помощь нужна круглосуточно. Наталья Богданова и ее коллеги готовы работать без перерывов и выходных, но нужны дополнительные площади, квалифицированные специалисты и волонтеры. Пока власти Томска и области не спешат на помощь тем женщинам, которые помогают другим.
Автор: Елена Белоусова