При знакомстве с Саруманом все обращали внимание на его голос. "Первый, одетый в белое, имел благородный вид... и прекрасный голос" (с) рассказ "Истари" (Неоконченные сказания). Много ли настоящего волшебства было в весьма убедительном голосе Сарумана?
Вот как голос Сарумана описывается во "Властелине Колец":
"Они ждали. Внезапно заговорил другой голос, низкий и мелодичный, очень похожий на чары. Те, кто неосторожно прислушивался к этому голосу, редко могли припомнить слова, которые слышали; а если и вспоминали, то удивлялись, ведь в них оставалось мало силы. По большей части сохранялась лишь радость от голоса, мудрых и разумных речей, с которыми хотелось немедленно согласиться и самому стать частью этой мудрости.
Чтобы заворожить многих, хватало одного только звука голоса. Те же, кого эти речи полностью покорили, всюду оставались под действием чар и всегда слышали мягкий голос, шепчущий и подстегивающий. Никто не оставался равнодушным, никто никогда не отвергал просьбы и приказы этого голоса без напряжения ума и воли…" (с) глава "Голос Сарумана".
Из этого отрывка хорошо видно, что в голосе Сарумана была настоящая магия. Возможно, в ее основе и лежал природный талант убеждения, но все же хватало и волшебного усиления. Чего точно не было, так это гипноза.
Толкин описывает природу силы в голосе Сарумана так:
"Голос Сарумана не гипнотизировал, но убеждал. Те, кто ему внимал, подвергались опасности не впасть в транс, но согласиться с его доводами, будучи в полном сознании. Для любого всегда была открыта возможность отвергнуть, посредством свободной воли и разума, как сам его голос, так и последующее произведенное им впечатление. Саруман искажал способности к рассуждению" (с) письмо № 210.
Последнее предложение - самое важное, поскольку связано именно с магией. Все остальное может быть обычным убеждением, но "искажение способности рассуждать" указывает, что внушаемые Саруманом мысли не связаны с логикой убеждения. Голос отсекает свободу воли - отличительную черту, которой в мире Толкина обладают дети Илуватара.
Сила голоса Сарумана не уникальна. Гэндальф обладает аналогичной силой, хоть и меньшей, но использует ее только во благо. Это можно увидеть на примере Теодена, которого Гэндальф побуждает отбросить гнилые советы Гримы и его хозяина - Сарумана. Также Гэндальф успешно убеждает Бильбо отпустить мысли о Кольце и оставить его Фродо.
Голос Саурона - Аннатара обладал еще большей силой. Он обманул Ар-Фаразона, короля Нуменора, и почти всех жителей острова: "...люди удивлялись, ибо все, что он говорил, казалось справедливым и мудрым" ("Акаллабет"). Саурон подчинил своему влиянию почти всех, заставляя немногих "рассуждающих" (Элендила и других Верных) скрываться. После уничтожения Нуменора Саурон потерял и прекрасное тело Аннатара, и силу убеждения. С этого времени его голос мог пугать и обманывать, но больше не казался мудрым и справедливым.
Чары Сарумана настолько сильны, что его голос веками держал Гэндальфа и весь Белый Совет (Эльронда, Галадриэль и других) в заблуждении. Даже после того, как предательство Сарумана открылось, и он потерял большую часть других способностей, у него все еще остался голос. Гэндальф недаром предупреждает остальных, что этого голоса нужно остерегаться.
Саруман начал войну, в которой погибли тысячи роханцев, а многие семьи потеряли свои дома - однако слова о мире кажутся всадникам Рохана очень разумными и почти зачаровывают даже Теодена. Проблема в том, что Саруману сложно воздействовать сразу на многих, поэтому, когда Гимли и Эомер начинают возражать, от влияния голоса освобождается Теоден, а следом и остальные.
Конечно, у Сарумана хватало и других способностей, но именно сила Голоса позволила Белому магу вести за спинами у коллег из Белого Совета собственную охоту за Кольцом Всевластья.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)