Зачем потребовалось разрабатывать новые вагоны? Что зашифровано в названиях этих моделей? Правда ли, что в опытных экземплярах сидения сделали, как в пригородных электричках? Как в Московском метро появился сине-голубой цвет вагонов? А также - на каких линиях можно было прокатиться на этих поездах? И когда ездить они перестали? Об этом и не только расскажу сегодня.
Несмотря на букву, вагоны хорошие
В 1936 году полным ходом шло строительство участка второй очереди Московского метро от "Площади Свердлова ("Театральной") до "Сокола". Для новой линии хотели разработать другие вагоны. Модель А, которую использовали с момента открытия метрополитена в мае 1935, имела некоторые конструктивные недостатки. Вторую линию планировали назвать Горьковской (сейчас Замоскворецкая). Так что будущим вагонам присвоили имя по первой букве нового участка - "Г".
Вагоны этой серии должны были отличаться от модели А по нескольким параметрам. Во-первых, максимальной скоростью и ускорением. Если в первых составах значения составляли 65 км/ч и 0,7 м/с², то в новых эти цифры возрастали до 75 км/ч и 1 м/с². Во-вторых, применением системы электрического торможения. Это позволяло сократить износ оборудования. В-третьих, отправление поезда должно было стать более плавным. В-четвёртых, меньшей массой вагона, а также использованием современных комплектующих. Проектирование продолжалось до 1939 года. То есть к запуску Горьковского радиуса, который состоялся в 1938-м, не успели.
Разработкой и сборкой конструкций занимались на Мытищинском вагоностроительном заводе (сейчас это АО "Метровагонмаш") и предприятии "Динамо". Первый вагон поступил в метро лишь 20 июня 1940 года. Тогда провели пробный запуск от "Сокольников" до "Парка культуры". Интересной особенностью модели Г, по сравнению с предшественницами, было то, что все вагоны являлись моторными. То есть в каждом находилась кабина машиниста. В августе-сентябре того же года с конвейера сошли ещё четыре экземпляра. Их соединили в состав из пяти вагонов. Таким образом, опытная эксплуатация на новой линии началась только в октябре 1940 года.
Плавные линии
Благодаря более современному оборудованию и несколько иному способу его работы, вагоны серии Г стали начинать движение плавно. При этом расход электроэнергии, по сравнению с моделями А и Б, уменьшился. Кроме того, новые технологии позволили сократить износ оборудования. С технической точки зрения серия Г получилась весьма удачной. Поэтому в 1941 году метрополитен заказал заводу в Мытищах ещё 50 вагонов. Но в планы вмешалась Великая Отечественная. Выпуск снова наладили только в 1947-м.
Внешний вид новой модели отличался от старых. Здесь уже преобладали плавные формы. Окна в кабине машиниста сделали закруглёнными. Как и те, что находились в самих вагонах. Потолок и встроенные в него вентиляционные решётки также были обтекаемой формы. Стены отделали линкрустом. Он придавал характерный рельефный узор. Но самым оригинальным стало расположение сидений. Их частично разместили не вдоль стен вагона, а как в электричках. Из-за этого не имелось привычных высоких поручней. То есть держаться было не за что.
Такое расположение сидений оказалось неудачным. Для стоячих пассажиров уже практически не оставалось места. Поэтому в тех вагонах, которые выпускали с 1947 года, всё сделали по-старому. Кроме того, появился ещё один элемент декора - поручни. Их закруглённая форма выглядела очень стильно и необычно. Как те, что находились на весу, так и своеобразные ограничители, которыми заканчивались сидения по бокам.
Изменились и некоторые технические характеристики, но не специалистам эти новшества едва ли будут интересны. Зато весьма любопытна история расцветки вагонов. Это были первые экземпляры, которые приобрели сине-голубой цвет. Старые модели имели жёлто-коричневую гамму. Выбор являлся непростым. Руководство метрополитена запускало на линии тестовые вагоны в нескольких расцветках. В итоге больше всего москвичам приглянулся синий цвет с голубыми (иногда бирюзовыми) вставками. Всего за 8 лет (именно столько производили серийные вагоны Г) выпустили 419 штук.
Усовершенствованный клон
Изначально вагоны серии Г ездили только на Замоскворецкой линии. Но 1948-м они стали обслуживать и Арбатско-Покровскую. Через два года эту модель поставили на Кольцевую линию. А позже она появилась на участке от "Проспекта Мира" до "ВДНХ", который открылся в мае 1958 года. Там у всех станций тогда были названия другие, но я использую современные, уж простите. Выводить из эксплуатации модель Г начали в 1977 году, а завершили весь процесс через 5 лет. Однако ещё задолго до этого, в 1955-м, ей разработали замену: вагоны серии Д.
Здесь уже в названии не было никаких тайных смыслов. Его выбрали в алфавитном порядке. В основу этой модели положили разработки предыдущих модификаций (М5 и УМ5), которые испытывали на заводе в Мытищах в конце 1940-х годов. Если кратко, их масса была меньше, а оборудование более современным. Это позволяло существенно экономить электроэнергию даже по сравнению с вагонами серии Г. Интересно, что первые образцы модели Д в 1955 году отправили не в Московский, а Ленинградский метрополитен.
В столице вагоны Д стали работать в том же году на современной Сокольнической линии. Затем они начали ездить на Филёвской, Кольцевой, Арбатско-Покровской и Калужско-Рижской. Внешне эта модель ничем не отличалась от предшественницы под названием Г. Здесь были такие же плавные закруглённые формы снаружи. Неизменным остался и дизайн салона. Идентифицировать их можно было разве что по серийному номеру. Вагоны Д эксплуатировались в Московском метро до середины 1990-х годов. В источниках данные расходятся. Некоторые пишут, что это случилось в 1995-м, другие, что в начале уже следующего 1996 года.
Если вам интересно прочитать, какими были первые вагоны Московского метро (серий А и Б), то ниже ссылка на статью про них:
А это уже про другие не менее интересные московские вагоны:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!