Из четырёх моделей отечественных 2-х кассетных дек, побывавших у меня в начале 90-х лишь о "Санде МП-207" сохранились самые тёплые впечатления и в данной статье я попробую рассказать почему.
Но для начала скажу из каких трёх (помимо "Санды") дек складывался мой опыт владения. Это были: Романтика МП-225С, Нота МП-220 и Вега МП-122С. Причём с последней (т.е. с "Вегой" ) я "Санду" сравнивал что называется "в лоб". В теории и по логике "Вега" должна была оказаться лучше: 3-х моторный ЛПМ, 1-й класс и более высокие (по паспорту) характеристики, да и функционал побогаче. Пожалуй и по дизайну "Вега" выигрывала. Тем более что у меня она была вот такая:
с матовыми вставками "под алюминий", а не чисто чёрная, как более поздние версии. Но при всём при этом как то "не зашло". Прежде всего по звуку. И, наверное, хорошо, что не "зашло". Потому что в дальнейшем я не раз сталкивался с разочарованными владельцами "122-й" у которых аппарат не вылезал из ремонтных мастерских. Я, кстати говоря, тогда привёз эту "Вегу" из Новосибирска где купил её в фирменном магазине за 23000₽ (тогда уже была инфляция и лишние нолики) если правильно помню. А в Омске эти "122-е" продавали за 28-30 тысяч. Поэтому буквально через несколько дней я легко продал её особо не наглея за 26000₽. Не более трёх дней я пользовался и "Нотой" (МП-220) которую даже не покупал, а выменял на усилитель "Корвет 100У-068С" купленный по случаю. Времена были такие: деньги обесценивались не по дням, а по часам и все (в том числе и я) старались их во что-то вложить. Не могу сказать что "Корвет" мне чем-то конкретным не понравился - просто у меня на тот момент не было для него подходящих колонок, а слушать такой усилитель в наушниках я счёл бессмысленным. Правда и обмен на "Ноту" был бы такой же бессмысленной глупостью если бы я собирался её оставить себе. Но я изначально был настроен на продажу. Просто продать магнитофон на тот момент было легче, чем продать усилитель. Не будь у "Ноты" "дубового" ЛПМ, судя по всему доставшегося ему по наследству ещё от "Маяков" из середины 80-х, то возможно из "Ноты" могла получиться приличная дека. Но помимо ЛПМ "Ноте" достался ещё и встроенный (и абсолютно там не нужный) усилитель и две беспонтовые АС. Мне все это "рудименты" были без надобности. Наиболее близкой к "Санде" и по дизайну и по конструктиву была "Романтика МП-225С" и лишь в её звучании мне какой-то "изюминки" не хватило. Но, по большому счету, других претензий у меня к ней не было и то что аппарат для своего времени был очень даже приличный - однозначно.
А вот то, как я купил "Санду" - очень даже хорошо запомнилось. Впрочем, даже если бы и не запомнилось, достаточно открыть тетрадку, в которой я периодически фиксировал какие-то яркие моменты своей жизни, то есть вёл что-то вроде дневника😁. Вот благодаря этой самой тетрадке, которая сохранилась, я в любой момент могу освежить в памяти те или иные моменты из прошлого.
( ну как то так))))
В то летнее утро я получил зарплату и отпускные и, в предвкушении двухнедельного отдыха, отправился домой. Но по дороге встретил приятеля, с которым решили это дело скромно (портвейном) отметить. Ну и зашли в магазин ОРС НОД рядом с жд вокзалом. А там на прилавке вот это:
Так что зарплата и отпускные целиком остались в кассе магазина, а кроме того пришлось дойти до сберкассы и снять с книжки ещё 300₽ - "Санда" стоила весьма ощутимых на тот момент 750₽ (это было ещё лето 1991 года). Но немного денег всё же осталось. И хотя можно было ограничиться портвейном, как изначально и планировалось, но у нас с друзьями в то время была традиция: каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню... каждое приобретение аудиотехники обмывать исключительно коньяком. Поэтому была приобретена ещё и бутылочка азербайджанского коньяка, который, между собой, мы именовали как "Три бочки". Собственно говоря другого у нас тогда в магазинах практически и не было. Ну разве что ещё "Апшерон" (тоже азербайджанский).
Кстати коньяк то был неплохой. Сейчас и за 1000₽ вряд ли купишь коньяк такого качества. А тогда он стоил 14-75, но у жаждущих и страждущих особой популярностью не пользовался, поскольку водка в 90-91 гг. стоила 9 -10 ("Русская") - 10-00 ("Столичная" и "Пшеничная").
Но, коньяк коньяком, а что же "Санда"? А она порадовала. И это при том, что мне её на тот момент ещё и не с чем было особо сравнить. И "Нота" и "Романтика" и "Вега" были позднее, а из кассетных дек до "Санды" у меня успели побывать лишь "Маяки"(231-й/232-й/233-й) и "Радиотехника М201"( "Соната-202" - не в счёт). Правда был ещё давний опыт с японской декой Sony TC-K35, но именно давний и это отдельная история. Но все перечисленные аппараты были однокассетные, а 2-х кассетных до "Санды" у меня не было.
Магнитофон-приставка "Санда-207С" с 1988 года выпускалась Марийским машиностроительным заводом. С 1989 года наименование изменено на "Санда МП-207С". МП является аналогом модели "Вильма-207С" и позволяет записывать фонограммы на магнитную ленту в кассетах МК, с их последующим воспроизведением на стереотелефоны или УКУ с АС. МП обеспечивает и перезапись фонограмм с кассеты на кассету. В состав МП входят два двух-двигательных ЛПМ с квазисенсорным управлением режимами работой электронной системой управления. Один ЛПМ работает в режиме воспроизведения, второй ЛПМ в режиме записи и воспроизведения. Перезапись фонограмм возможна с номинальной и удвоенной скоростями. В МП предусмотрены: переключение входов; световая индикация режимов работы; люминесцентная индикация уровней З/В; возможность работы с тремя типами лент; контроль расхода ленты по электронному счетчику; защита от недопустимых команд при случайном нажатии нескольких клавиш; автостоп при окончании ленты; выключения режимов при извлечении кассеты; ускоренный поиск фонограмм по паузам с автовключением на воспроизведение; последовательное воспроизведение двух кассет в режиме "Цикл"; режим "Память"; система шумоподавления; сендастовые головки. Диапазон частот, при использовании ленты с порошком хрома 40...16000 Гц. Уровень шума -55 дБ. Выходная мощность на стереотелефонах 2х5 мВт. Потребляемая от сети мощность 40 Вт. Габариты МП - 430х136х360 мм. Масса 7,9 кг.
Характеристики в общем-то типичные для аппарата 2-класса, и тот же "Маяк" по цифрам выдавал те же параметры, но характер звучания любой аппаратуры измерить цифрами невозможно, а поскольку 233-й "Маяк" я продал буквально за несколько дней до того, как купил "Санду" то, как он звучал, я ещё не успел забыть. Не буду утверждать что это было хуже или лучше, но это было по-другому и это "по-другому" применительно к "Санде" мне понравилось больше. Ну и конечно конструктив и функционал. Тут у "Маяка" шансов не было (уж простите, поклонники "Маяков"). 2-х моторный ЛПМ (на каждый "карман"), нормальное квазисенсорное управление, работающее мягко и практически бесшумно. Ускоренная перезапись ( для себя я этим режимом конечно не пользовался, но когда надо было переписать для кого-то нетребовательного к качеству,то почему нет). Ну а главное всё же то, что теперь для перезаписи второй магнитофон стал не нужен. Я в первый же день попробовал копировать с кассеты на кассету и результатом был вполне удовлетворён. И даже то,что у магнитофона не было откидных кассетоприёмников, а головки закрывались пластиковой шторкой я счёл скорее за плюс. Так удобнее было протирать головки. Правда из этого плюса происходил и один (относительный) минус: поскольку защитная шторка была общей то закрыть неиспользуемый ЛПМ если в соседнем находилась кассета было нельзя. Но как по мне - это мелочь. Однако некоторые так не считают. Например "Добрый аудиофил". На его канале есть статья под громким заголовком и даже с восклицательным знаком в конце: "Санда МП-207С - торжество несуразности!" И в числе этих самых "несуразностей" автор упоминает эту самую шторку. Ну ладно, пусть, всё таки у каждого могут быть свои критерии. Теперь, внимание: ещё одной несуразностью он счёл выпуск версии в чёрном цвете (см.фото) аргументируя это тем,что остальные компоненты марки "Санда" (усилитель,эквалайзер) делали лишь в "серебре". Серьёзно? А автор не допускает что магнитофон могли покупать для использования с другими компонентами, в том числе и чёрного цвета? (вопрос понятно риторический)
Очередной несуразностью выставляется то, как в аппарате реализован поиск паузы (я, кстати говоря, этой опцией вообще не пользовался).
Дальше я процитирую: "...Но это дело только в первом кассетнике. При этом второй кассетник. Он умеет записывать и воспроизводить ленты типа Нормал, Хром и Метал. А вот первый кассетник воспроизводит только ленты типа Нормал и Хром. С металлом не дружит..." Если честно то мне бы сейчас грамм 150 того коньяка чтобы понять мысль автора. А заодно узнать, где он в начале 90-х ленту Метал видел.
Ну и остальное в таком же духе. Цитировать более не хочу так как считаю что все эти претензии надуманные, а может и придуманные и аппарат автор видел только на картинке. Тем более когда в описании к каналу видишь такой текст: "Внимание! Все рассказы на канале вымышленные! Любые совпадения с реальными людьми и реальным миром случайны." Впрочем, я ссылку дал, поэтому кому интересно-можете почитать.
А мне "Санда" верой и правдой прослужила больше трёх лет и даже пришедшие ей на смену 2-х кассетные деки Grundig (из линейки Fine Arts) и SONY (TC-WR535) ничем таким (по звуку) меня не удивили. Другое дело топовые однокассетники. Но это было уже в совсем другое время и за совсем другие деньги.
Наверняка были деки и лучше, но я фантазировать не умею, поэтому рассказываю лишь о том, с чем когда-то имел дело.
А данная история на этом подошла к своему концу. Но есть и другие и я вас с ними обязательно познакомлю. Так что разлука будет недолгой.