Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Санда МП-207: приятные воспоминания 90-х

Из четырёх моделей отечественных 2-х кассетных дек, побывавших у меня в начале 90-х лишь о "Санде МП-207" сохранились самые тёплые впечатления и в данной статье я попробую рассказать почему.

Но для начала скажу из каких трёх (помимо "Санды") дек складывался мой опыт владения. Это были: Романтика МП-225С, Нота МП-220 и Вега МП-122С. Причём с последней (т.е. с "Вегой" ) я "Санду" сравнивал что называется "в лоб". В теории и по логике "Вега" должна была оказаться лучше: 3-х моторный ЛПМ, 1-й класс и более высокие (по паспорту) характеристики, да и функционал побогаче. Пожалуй и по дизайну "Вега" выигрывала. Тем более что у меня она была вот такая:

Фото из интернета.
Фото из интернета.

с матовыми вставками "под алюминий", а не чисто чёрная, как более поздние версии. Но при всём при этом как то "не зашло". Прежде всего по звуку. И, наверное, хорошо, что не "зашло". Потому что в дальнейшем я не раз сталкивался с разочарованными владельцами "122-й" у которых аппарат не вылезал из ремонтных мастерских. Я, кстати говоря, тогда привёз эту "Вегу" из Новосибирска где купил её в фирменном магазине за 23000₽ (тогда уже была инфляция и лишние нолики) если правильно помню. А в Омске эти "122-е" продавали за 28-30 тысяч. Поэтому буквально через несколько дней я легко продал её особо не наглея за 26000₽. Не более трёх дней я пользовался и "Нотой" (МП-220) которую даже не покупал, а выменял на усилитель "Корвет 100У-068С" купленный по случаю. Времена были такие: деньги обесценивались не по дням, а по часам и все (в том числе и я) старались их во что-то вложить. Не могу сказать что "Корвет" мне чем-то конкретным не понравился - просто у меня на тот момент не было для него подходящих колонок, а слушать такой усилитель в наушниках я счёл бессмысленным. Правда и обмен на "Ноту" был бы такой же бессмысленной глупостью если бы я собирался её оставить себе. Но я изначально был настроен на продажу. Просто продать магнитофон на тот момент было легче, чем продать усилитель. Не будь у "Ноты" "дубового" ЛПМ, судя по всему доставшегося ему по наследству ещё от "Маяков" из середины 80-х, то возможно из "Ноты" могла получиться приличная дека. Но помимо ЛПМ "Ноте" достался ещё и встроенный (и абсолютно там не нужный) усилитель и две беспонтовые АС. Мне все это "рудименты" были без надобности. Наиболее близкой к "Санде" и по дизайну и по конструктиву была "Романтика МП-225С" и лишь в её звучании мне какой-то "изюминки" не хватило. Но, по большому счету, других претензий у меня к ней не было и то что аппарат для своего времени был очень даже приличный - однозначно.

А вот то, как я купил "Санду" - очень даже хорошо запомнилось. Впрочем, даже если бы и не запомнилось, достаточно открыть тетрадку, в которой я периодически фиксировал какие-то яркие моменты своей жизни, то есть вёл что-то вроде дневника😁. Вот благодаря этой самой тетрадке, которая сохранилась, я в любой момент могу освежить в памяти те или иные моменты из прошлого.

( ну как то так))))

В то летнее утро я получил зарплату и отпускные и, в предвкушении двухнедельного отдыха, отправился домой. Но по дороге встретил приятеля, с которым решили это дело скромно (портвейном) отметить. Ну и зашли в магазин ОРС НОД рядом с жд вокзалом. А там на прилавке вот это:

Фото из интернета,но у меня была такая же и именно в "серебре". Хотя "чёрные" тоже в природе существовали.
Фото из интернета,но у меня была такая же и именно в "серебре". Хотя "чёрные" тоже в природе существовали.
-4

Так что зарплата и отпускные целиком остались в кассе магазина, а кроме того пришлось дойти до сберкассы и снять с книжки ещё 300₽ - "Санда" стоила весьма ощутимых на тот момент 750₽ (это было ещё лето 1991 года). Но немного денег всё же осталось. И хотя можно было ограничиться портвейном, как изначально и планировалось, но у нас с друзьями в то время была традиция: каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню... каждое приобретение аудиотехники обмывать исключительно коньяком. Поэтому была приобретена ещё и бутылочка азербайджанского коньяка, который, между собой, мы именовали как "Три бочки". Собственно говоря другого у нас тогда в магазинах практически и не было. Ну разве что ещё "Апшерон" (тоже азербайджанский).

Вот такой вот был коньяк. Думаю не надо объяснять почему его называли "Три бочки" (фото из интернета)
Вот такой вот был коньяк. Думаю не надо объяснять почему его называли "Три бочки" (фото из интернета)

Кстати коньяк то был неплохой. Сейчас и за 1000₽ вряд ли купишь коньяк такого качества. А тогда он стоил 14-75, но у жаждущих и страждущих особой популярностью не пользовался, поскольку водка в 90-91 гг. стоила 9 -10 ("Русская") - 10-00 ("Столичная" и "Пшеничная").

Но, коньяк коньяком, а что же "Санда"? А она порадовала. И это при том, что мне её на тот момент ещё и не с чем было особо сравнить. И "Нота" и "Романтика" и "Вега" были позднее, а из кассетных дек до "Санды" у меня успели побывать лишь "Маяки"(231-й/232-й/233-й) и "Радиотехника М201"( "Соната-202" - не в счёт). Правда был ещё давний опыт с японской декой Sony TC-K35, но именно давний и это отдельная история. Но все перечисленные аппараты были однокассетные, а 2-х кассетных до "Санды" у меня не было.

Магнитофон-приставка "Санда-207С" с 1988 года выпускалась Марийским машиностроительным заводом. С 1989 года наименование изменено на "Санда МП-207С". МП является аналогом модели "Вильма-207С" и позволяет записывать фонограммы на магнитную ленту в кассетах МК, с их последующим воспроизведением на стереотелефоны или УКУ с АС. МП обеспечивает и перезапись фонограмм с кассеты на кассету. В состав МП входят два двух-двигательных ЛПМ с квазисенсорным управлением режимами работой электронной системой управления. Один ЛПМ работает в режиме воспроизведения, второй ЛПМ в режиме записи и воспроизведения. Перезапись фонограмм возможна с номинальной и удвоенной скоростями. В МП предусмотрены: переключение входов; световая индикация режимов работы; люминесцентная индикация уровней З/В; возможность работы с тремя типами лент; контроль расхода ленты по электронному счетчику; защита от недопустимых команд при случайном нажатии нескольких клавиш; автостоп при окончании ленты; выключения режимов при извлечении кассеты; ускоренный поиск фонограмм по паузам с автовключением на воспроизведение; последовательное воспроизведение двух кассет в режиме "Цикл"; режим "Память"; система шумоподавления; сендастовые головки. Диапазон частот, при использовании ленты с порошком хрома 40...16000 Гц. Уровень шума -55 дБ. Выходная мощность на стереотелефонах 2х5 мВт. Потребляемая от сети мощность 40 Вт. Габариты МП - 430х136х360 мм. Масса 7,9 кг.

Характеристики в общем-то типичные для аппарата 2-класса, и тот же "Маяк" по цифрам выдавал те же параметры, но характер звучания любой аппаратуры измерить цифрами невозможно, а поскольку 233-й "Маяк" я продал буквально за несколько дней до того, как купил "Санду" то, как он звучал, я ещё не успел забыть. Не буду утверждать что это было хуже или лучше, но это было по-другому и это "по-другому" применительно к "Санде" мне понравилось больше. Ну и конечно конструктив и функционал. Тут у "Маяка" шансов не было (уж простите, поклонники "Маяков"). 2-х моторный ЛПМ (на каждый "карман"), нормальное квазисенсорное управление, работающее мягко и практически бесшумно. Ускоренная перезапись ( для себя я этим режимом конечно не пользовался, но когда надо было переписать для кого-то нетребовательного к качеству,то почему нет). Ну а главное всё же то, что теперь для перезаписи второй магнитофон стал не нужен. Я в первый же день попробовал копировать с кассеты на кассету и результатом был вполне удовлетворён. И даже то,что у магнитофона не было откидных кассетоприёмников, а головки закрывались пластиковой шторкой я счёл скорее за плюс. Так удобнее было протирать головки. Правда из этого плюса происходил и один (относительный) минус: поскольку защитная шторка была общей то закрыть неиспользуемый ЛПМ если в соседнем находилась кассета было нельзя. Но как по мне - это мелочь. Однако некоторые так не считают. Например "Добрый аудиофил". На его канале есть статья под громким заголовком и даже с восклицательным знаком в конце: "Санда МП-207С - торжество несуразности!" И в числе этих самых "несуразностей" автор упоминает эту самую шторку. Ну ладно, пусть, всё таки у каждого могут быть свои критерии. Теперь, внимание: ещё одной несуразностью он счёл выпуск версии в чёрном цвете (см.фото) аргументируя это тем,что остальные компоненты марки "Санда" (усилитель,эквалайзер) делали лишь в "серебре". Серьёзно? А автор не допускает что магнитофон могли покупать для использования с другими компонентами, в том числе и чёрного цвета? (вопрос понятно риторический)

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Очередной несуразностью выставляется то, как в аппарате реализован поиск паузы (я, кстати говоря, этой опцией вообще не пользовался).

Дальше я процитирую: "...Но это дело только в первом кассетнике. При этом второй кассетник. Он умеет записывать и воспроизводить ленты типа Нормал, Хром и Метал. А вот первый кассетник воспроизводит только ленты типа Нормал и Хром. С металлом не дружит..." Если честно то мне бы сейчас грамм 150 того коньяка чтобы понять мысль автора. А заодно узнать, где он в начале 90-х ленту Метал видел.

Ну и остальное в таком же духе. Цитировать более не хочу так как считаю что все эти претензии надуманные, а может и придуманные и аппарат автор видел только на картинке. Тем более когда в описании к каналу видишь такой текст: "Внимание! Все рассказы на канале вымышленные! Любые совпадения с реальными людьми и реальным миром случайны." Впрочем, я ссылку дал, поэтому кому интересно-можете почитать.

А мне "Санда" верой и правдой прослужила больше трёх лет и даже пришедшие ей на смену 2-х кассетные деки Grundig (из линейки Fine Arts) и SONY (TC-WR535) ничем таким (по звуку) меня не удивили. Другое дело топовые однокассетники. Но это было уже в совсем другое время и за совсем другие деньги.

Наверняка были деки и лучше, но я фантазировать не умею, поэтому рассказываю лишь о том, с чем когда-то имел дело.

-7

А данная история на этом подошла к своему концу. Но есть и другие и я вас с ними обязательно познакомлю. Так что разлука будет недолгой.