Вспомнила, что не завершила историю с этой темой.
Еще летом мы общались с профориентологом о том, как вообще идеально должен выглядеть весь процесс выбора специальности на будущее. Но вопрос с экскурсиями так и остался открытым.
Мой тезис - даже если для популяризации профессий выбирается формат экскурсии, то места для нее нужно выбирать с помощью другого принципа.
Поясню. Насколько я сейчас вижу, экскурсии для школьников на какие-либо предприятия/в организации выбираются следующим образом:
- это единственное место, куда можно сводить детей в населенном пункте;
- это место организует хорошие экскурсии и активно их продает школам.
Пример 1: Хлебозавод в городе N/ Центр МЧС в городе R посетили уже все дети местной школы, потому что это происходит ежегодно в рамках пришкольного лагеря и периодически в рамках акций "Открытый турникет".
Пример 2: Кондитерская фабрика/Ферма молочной компании делает интерактивные экскурсии, угощает гостей продукцией, показывает красивые точки внутри, поэтому в рамках досуговых поездок или профориентационных недель школы ломятся туда.
Знакомые ситуации?
А теперь главный вопрос - какая вероятность, что в точки из обоих примеров захотят пойти работать? Вероятность выше, если восприимчивым детям скажут, что зп рядового работника от 100к/мес, например. А потом они скажут, что для этого нужно получить специальность зоолога/инженера/агронома/пекаря и тп. и интерес пропадет. Потому что это не та форма взаимодействия, которой надо привлекать на работу в такие места.
Мое предположение состоит в том, что детей надо водить в те места, куда они:
а. точно не попадут сами
б. потенциально захотели бы пойти работать
в. будут приняты
Например, никто же точно не знает, как работает директор/бухгалтер/оператор/менеджер магазина и т.п. Но чаще всего ими и становятся. И даже когда учатся в вузе на эту специальность, не представляют, как выглядит их будущее рабочее место и должностная инструкция. А потом они выходят на работу, понимают, что это не то, чем они хотели бы заниматься, и привет, новая анкета на НН.
Поэтому мне кажется, что знакомство с профессиями может начинаться с двух сторон:
а. "давайте малышу покажем это локацию, и он в нее влюбится"
б. "давайте посмотрим, куда чаще всего у нас поступают и покажем заранее, как выглядит их работа на самом деле"
Да, кого-то вариант Б может и отпугнуть. Но тогда он может как раз выбрать другую (читай: рабочую) профессию. Но, как мне кажется, это поможет нам выравнять баланс между "Дипломированными специалистами", которые пошли куда-либо за корочкой и теми, кто сразу понимал, кем он будет.
Поэтому я предлагаю ходить на экскурсии в магазины, кафе, обычные офисы, государственные учреждения и т.д., чтобы видеть реалии большей части работающего населения страны. И нужно не просто посмотреть на интерьер и услышать рассказ, который может быть или очень приукрашенным, или наоборот в стиле "Ничего хорошего у нас тут нет" (что вновь пробуждает проблему PRа).
Я вижу такие походы в формате "Один день с ...", когда посетитель увидит целый рабочий день специалиста и ощутит его на себе (идеально же и пробовать что-то делать). Не получается водить детей за день за ручку? Тогда снимайте как можно больше видео в стиле лайф/реалити-шоу/глупых вопросов (главное - не рекламные), чтобы можно было получить хоть какое-то представление о работе. Ну или симуляторы делайте, чтобы попробовать хотя бы ролевую модель.
Еще классно было бы детям со своими родителями ходить на работу пару дней в году. А то взрослых зовут в школу, а детей наоборот - нет. Это и взаимопонимание в семье настроило бы.
Так вот. Как будто бы такие походы смогут привлечь больше интереса к рабочим профессиям. Ведь одно дело я смотрю на перекладывание бумажек, а другое - вижу управление огромным аппаратом, которые делает какую-то магию.
Ведь всегда привлекает понятный результат работы - помощь людям *конкретная, как врач или педагог), внимание людей (как журналист/блогер), зарплата и другие плюшки или выпущенная из-под станка шариковая ручка.
Открыта к конструктивному диалогу по этому вопросу - какими вы видите эффективные экскурсии? Куда? Зачем?
И кажется, еще буду продолжать эту тему разгонять, будто бы накопилось что-то по ней...