Найти в Дзене

Повесть В. Быкова "Сотников" - прекрасный пример для аргументации в итоговом сочинении (Раздел 1 "Духовно-нравственные ориентиры человека")

В 1970 г. повесть "Сотников" имела огромный общественный резонанс. Да и сейчас произведение и его экранизация актуальны. Пару дней назад фильм "Восхождение", снятый по книге, транслировался на телеканале " Спас". Затем в программе "Кино и смыслы" прошло обсуждение кинокартины критиками разных поколений. Так что, готовясь к итоговому сочинению, можно посмотреть и сам фильм, и размышления о нём.

Лично моё отношение к двум главным героям, партизанам Сотникову и Рыбаку, оказавшимся в плену у немцев, неоднозначное. Поначалу безответственность, самолюбие и непроницательность Сотникова меня раздражали. Как можно было идти на задание больным? Ухудшение состояния здоровья и предательский кашель привели не только к невыполнению задания, но и к смерти самого героя, к измене Родине его напарника, Рыбака. С другой стороны, выполнять задание, кроме него, было некому. Его товарищи были заняты, а сам Сотников промолчал о болезни, когда командир назвал его. Потом герой горько сожалел о своём поступке, чувствовал вину перед Рыбаком, перед людьми, помогавшими им, которых впоследствии повесили из-за помощи ему же, Сотникову. Во время допроса у немцев, изнемогающий от боли, истерзанный жестокими пытками, герой никого не выдал, выпрашивал у немецкого командования отпустить заключённых с ним пленников, особенно беспокоился он о Демчихе, матери троих детей. Он и сам готов был застрелиться ещё тогда, когда бежал с Рыбаком ночью от преследования, чтобы не быть обузой, считал, что его минуты жизни всё равно уже сочтены. Только напарник вернулся за ним и не дал убить себя. Сотников смирился со своей участью и достойно встретил смерть на виселице, не предав никого: ни Родины, ни себя.

Рыбак же, сильный, молодой, изворотливый, всегда успешно выполнявший задания, вызывал симпатию. Он всячески помогал Сотникову: терпеливо ждал, когда тот откашляется; дал вафельное полотенце из-за пазухи, чтобы товарищ закутал им шею; вернулся за ним, раненым (хотя мог успеть сбежать с ценным грузом в отряд), всю дорогу тащил его на себе, не бросил в сугробах, на морозе, хотел оставить временно под присмотром Демчихи. Но желание выжить любой ценой выдало его слабую, в отличие от Сотникова, натуру. Предать товарища и Родину не казалось ему сначала страшным. А что такого? Истерзанному, раненому, больному, Сотникову всё равно не выжить. А Рыбак, может быть, ещё сможет выкрутиться, поймать удобный момент и сбежать от немцев. Он всячески оправдывал себя, прятался от своей совести. Да её как будто и не было у него. Внутренний голос словно навязывал ему мысли сдаться, предать и не видеть в этом ничего предосудительного. Хоть на допросе герой и не сказал фамилии напарника, не выдал его, так сказать, не предал, но потом же он перечеркнул их "дружбу", когда во всеуслышание согласился стать полицаем, когда по приказу немцев должен был тащить на себе изможденного " друга" на место казни, а потом ещё и выбить из-под его ног пенëк, чтобы тот повис насмерть. Завеса, пелена жажды жизни охватила сознание Рыбака, спала с него только после всего того, что он натворил. Понял партизан: некуда ему бежать, "в полном смятении, с туманной пеленой в сознании Рыбак прошагал с колонной к знакомым воротам полиции", " метал вокруг смятенные взгляды и не знал, на что можно решиться". Единственным выходом из совестливого ада было решение покончить с собой, но ничего не вышло. Ремня, на котором он хотел повеситься в туалете, не оказалось.

В. Быков заставляет задуматься над вопросами:

  • Что такое человек перед сокрушительной силой нечеловеческих обстоятельств?
  • На что он способен?
  • В какой мере он ответственен за свои поступки?
  • Каково соотношение цели и средств еë достижения?

Сотников- человек долга, сознательно относящийся к жизни, способный судить о ней и обстоятельствах с позиций высшего нравственного кодекса. Рыбак же, по авторской характеристике, - "примитивный прагматик, совершенно не соотносящий цели со средствами... Они не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе".