Чем старше становятся дети, тем больше самостоятельности им нужно. Поэтому стратегия, которую выбирает родитель в этом вопросе, может повлиять на формирование личности ребёнка. Мы поговорили с психологом Анастасией Ивкиной и педагогом Юлией Симаковой о том, как учить самостоятельности безболезненно.
Как понять, когда ребёнку можно дать больше свободы
Психика личности устроена во многом индивидуально: некоторые дети проявляют потребность в самостоятельности раньше, некоторые — позже. Но отношение к ней закладывается в ребёнке с раннего детства.
Уже в 1–2 года у ребёнка появляется первое понимание, что он есть и он существует отдельно от родителей. Он начинает проверять границы, поэтому может капризничать. Вопрос свободы выражения важен с самых ранних этапов жизни ребёнка
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Сигналы, которые говорят о потребностях детей в большей свободе, на ранних этапах может понять только родитель. Например, ребёнок больше не хочет, чтобы его кормил родитель, или он стал закрывать дверь в своей комнате. Чем раньше родители начнут обращать на это внимание, тем полноценнее будет представление о том, какие проявления самостоятельности для ребёнка в приоритете.
Учимся разрешать и запрещать бережно
Полный запрет и полная свобода — самые вредные родительские стратегии. Ребёнок взрослеет этапами, в каждом из которых есть специфические проблемы и вызовы. Это значит, что наиболее эффективная помощь возможна через диалог.
Например, важно не просто запрещать ребёнку что-либо, а уметь объяснять, почему вы это делаете. Для этого причины желательно объяснить сначала себе адекватно и тезисно — это уже половина работы
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Например, если ребёнок играет с розеткой, запрет и угрозы навредят психологически и ничему не научат. Та опасность, которая очевидна родителю, не всегда понятна малышу, поэтому он может решить, что наказан несправедливо. Достаточно попросить больше так не делать и терпеливо ответить на все вопросы.
Ещё родитель может составить список правил и условий, в котором будут обозначены допустимое и недопустимое поведение ребёнка в ключевых вопросах. Если эти моменты будут проговорены заранее, недопонимания будет меньше.
Когда ребёнок достигнет подросткового возраста, желательно дать ему право полноценно участвовать в этой практике — составлять список пожеланий к родителю. Возможность адекватно обозначать личные границы будет важным этапом на пути к здоровой самостоятельности.
Важные аспекты самостоятельности
Мы попросили наших экспертов поделиться мнением о том, как поэтапно приучать детей к самостоятельности и с чем работать в первую очередь. По их мнению, родителям важно понять, что независимость ребёнка — не только новые возможности для него, но и новые ограничения для них.
Личное пространство
Первый и очень важный шаг на пути к самостоятельности детей. Личная зона или комната, в которую родитель не может вторгаться без разрешения, — необходимое условие для полноценного взросления.
Некоторые малыши уже в три года могут высказывать желание иметь личную комнату, но в среднем к 5–7 годам это необходимо всем детям. Если нет финансовой возможности выделить отдельную комнату, то нужно постараться хотя бы выделить отдельную зону
Анастасия Ивкина, специалист в методах репарационной психологии и терапии, кататимно-имагинативной психологии, сооснователь проекта Kind Comics
Деньги
Финансовая независимость тоже формируется этапами:
- Полная зависимость — у ребёнка нет личных средств.
- Частичная независимость — у ребёнка есть карманные деньги и возможность распоряжаться ими самостоятельно.
- Полная независимость — ребёнок никак не зависит от родителей финансово.
Если родитель даёт карманные деньги, но строго контролирует траты, есть риск, что второй этап не будет пройден. Это негативно скажется на финансовой грамотности и самостоятельности ребёнка.
Родитель закладывает основы финансовой грамотности детей, поэтому необходимо всё объяснять и помогать в планировании. Поначалу контроль и коррекция могут быть необходимы, но если ребёнок справляется с этим этапом свободы, то нужно его предоставить
Юлия Симакова, амбассадор цифрового образования, магистр педагогики, мама двух детей
Субъектность
Чем выше степень самостоятельности ребёнка, тем больше его субъектность. Право принимать решения в личной жизни и жизни семьи не менее важно, чем наличие финансовой свободы и личного пространства. Например, с пяти лет можно приучать ребёнка убирать за собой, а подростку частично делегировать оплату счетов или позволить проводить выходные так, как он хочет.
Почитать о других важных аспектах воспитания и взросления детей вы можете в уже опубликованных материалах: