Вот уже выпал первый снег, заискрился, захрустел под ногами прохожих на улицах и площадях, выбелил крыши домов, завьюжил в окна, разукрасив их кружевным узором. В магазины привезли ароматные мандарины — оранжевое чудо из заморских стран, где никогда не бывает зимней стужи — расцветились новогодними гирляндами витрины, и, кажется, вот-вот зажжется елка и появятся хозяева волшебного праздника — Дед Мороз со Снегурочкой. Они закружат своих гостей в хороводе, одарят чудесными подарками и вместе с гостями праздничного бала запоют любимую с детства песню. Какую? Конечно, ту самую, про хвойную красавицу, что родилась в лесу…
С детства мы слышим стихи и песни, которые затем сопровождают нас на протяжении всей жизни. Порой, не зная их авторов, мы помним каждую строчку и с легкостью воспроизводим мелодию, сколько бы лет ни прошло с той поры, когда мы были детьми. Примерами наших верных спутников по жизни являются две замечательные песни, авторство которых мало кому известно: одна из них — любимая всеми колыбельная «Спят усталые игрушки», другая — подлинный гимн русского Нового года «В лесу родилась елочка». Как бы ни было печально, но вынуждены признать — мало, кто способен назвать имена авторов слов и композиторов этих подлинных шедевров родом из детства. Канун нового календарного года — отличный повод, чтобы восстановить справедливость и напомнить имена создателей: колыбельной мы обязаны Зое Алексеевне Петровой и Аркадию Ильичу Островскому, а вот «Елочку» для нас сочинили Раиса Адамовна Кудашева и Леонид Карлович Бекман. О них-то и пойдет сегодня речь.
Сведений об авторах песенки, без которой невозможно представить зимний праздник в России, сохранилось крайне мало, и, приступив к расследованию этого дела — буквально так, совсем как Шерлок или Пуаро — я ощутила себя в роли детектива, идущего по следу и не упускающего ни единой детали. Созданная в дореволюционной России, на долгие годы «В лесу родилась елочка» стала самой популярной песенкой зимних праздников в СССР, однако имя автора стихотворного текста, как оказалось, принадлежало дворянке, и по этой причине в советской России имело крайне мало шансов на то, чтобы быть указанным в печатных источниках — долгие годы слова считались народными… Анонимности способствовал и тот факт, что, с детства отличаясь патологической скромностью, писательница каждое свое новое сочинение подписывала исключительно инициалами: А.Э., А.Эр., Р.К. Одним из наиболее популярных ее высказываний, которые часто цитируются в различных источниках, связанных с ее творческой биографией, является следующее: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». Однако не будем торопить события и обратимся к самому началу истории.
Раиса Адамовна Кудашева родилась 3 (по старому стилю — 15) августа 1878 года в Москве, в дворянской семье потомков литовского княжеского рода Гидройцев. Отец будущей поэтессы, Адам Гидройц, служивший чиновником на Московском почтамте, свою карьеру завершил в чине надворного советника. Окончив женскую гимназию госпожи Пуссель, юная Раиса, обладавшая педагогическим талантом, после смерти отца была вынуждена взять на себя часть расходов семьи, и поскольку стихи не были способны обеспечить стабильный и достаточный заработок, ею было принято решение устроиться гувернанткой к сыну князя Алексея Ивановича Кудашева, камергера, действительного статского советника, служившего инспектором по делам печати Канцелярии Московского генерал-губернатора — спустя три года она стала его женой. Решение войти в дом Кудашева оказалось судьбоносным не только для Раисы, но и для многих поколений русских людей — ведь именно для своего подопечного — Алеши — она сочинила «Елочку».
С началом Первой мировой войны Алексей, успевший полюбить свою бывшую гувернантку, заменившую ему мать, отправился добровольцем на фронт и вскоре погиб. Сломленный горем отец скончался в 1917 году, и Раиса Адамовна, оказавшись в водовороте революционных событий, разом утратила и любимого супруга, и высокое положение в обществе, и привычный достаток. В том же году пришедшие к власти большевики реквизировали дом вдовы и «сорокалетняя княгиня и ее младшая сестра, владевшие тремя иностранными языками, чтобы не умереть с голоду, с трудом устроились на работу в одну из московских библиотек, где не очень интересовались их дворянским происхождением. Так вдвоем с сестрой — Марией Адамовной — они и жили. Поначалу — на Озерковской набережной, в квартире № 1 дома 48/50, а в послевоенные годы — в 7-й квартире дома № 4/6 по Мажорову переулку».
Вернемся, однако, назад, а именно в 1896 год, когда восемнадцатилетняя Раиса отнесла свое дебютное стихотворение под названием «Ручейку» в журнал «Малютка». Вскоре став его постоянным автором, девушка регулярно сотрудничала и с другими изданиями, адресованными детской аудитории — журналами «Подснежник» и «Светлячок». За годы, предшествующие Октябрьской революции, Раисе Адамовне удалось опубликовать более 200 стихов, сказок и рассказов, среди которых лишь одно произведение, повесть «Лери», предназначалось взрослой аудитории. Образец «дамской прозы», рассказ о первой любви дворянки к юному офицеру, был напечатан в московском литературно-политическом журнале «Русская мысль» в 1899 году. Особого успеха в те годы текст, увы, не имел.
При жизни автора ее книги выходили с иллюстрациями Александра Васильевича Ложкина, печатаясь в московском издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля, известного культуролога и мецената. Выпускник Строгановского училища и штатный художник московского филиала ювелирной мастерской Карла Фаберже, Ложкин, оставил после себя замечательные рисунки к детским рассказам и стихам Кудашевой. Особой популярностью долгие годы пользовалась ее книга в стихах «Бабушка-забавушка и собачка Бум», а также сказки «Санки-самокатки» и «Беда Петушка». К стихотворению «В синем море, на просторе» композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр сочинил музыку. Вероятно, тем из вас, чье детство пришлось на советские годы, помнится стихотворение Кудашевой «В школу»:
«Дни осенние пришли;
Детки в лето подросли...
Полно дома баловаться,
Время в школу отправляться!
Сумки, книжки – тут как тут!
Детки плачут, не идут:
«Мы, что знали, – все забыли
И стишки не повторили!
Долго тянется урок,
И учитель очень строг!..»
День прошел... Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
Рады все, развеселились:
– Ах, как славно мы учились!
– Я две сказочки прочла!..
– Я все пальчики сочла!..
– Я писала все в тетрадку!
– Я срисовывал лошадку!..
– Завтра мы пойдем опять,
Как бы только не проспать!»
Photo credit: internet
Автор: Инна Макарова / «Картинки дней»