#словоНауке – НЦФМ: концентрация умов
Александр Сергеев с поста президента РАН перешел на не менее ответственную и весомую должность – возглавилцентр физики и математики в Сарове. О свершениях и планах он рассказал в интервью.
В мире доминирует тот, кто владеет новыми знаниями и технологиями. Страна сейчас остро ощущает необходимость достижения технологического паритета. Это по-разному может называться: импортозамещением или технологической независимостью. «Росатом» же участвует в проекте потому, что имеет большой исторический опыт достижения мирового паритета и лидерства в атомной отрасли. <…> Корпорации с ее опытом и компетенциями по силам обеспечение технологического суверенитета страны во многих приоритетных направлениях. Это самая крупная российская наукоемкая и технологически развитая компания.
Еще одна причина создания НЦФМ: развитие «новой» физики, которая станет базой для технологий завтрашнего дня. Здесь основная задача НЦФМ — проводить фундаментальные исследования на самом передовом научном уровне.
У нас были переговоры со специалистами из разных государств, прежде всего стран СНГ, а также Китая, относительно потенциального участия. <…> Но я говорю не только про международную кооперацию, но и про внутреннюю — со всеми научными силами в России.
Очень важно привлечь мозги на одну площадку и создать условия для их синхронной работы.
Важно насытить НЦФМ кадрами, в первую очередь молодыми кадрами, которые мы сами и воспитываем. Они более мобильны, они еще не обременены семьями, житейскими заботами. Молодые ученые приезжают, проникаются атмосферой, работают в командах крупных ученых-руководителей и дальше сами начинают строить Центр. Это идеальные условия для роста в науке.
Науке не очень комфортно в больших городах. Ученые лучше творят там, где нет суеты и беготни. Мне кажется, что именно такая модель, назовем ее академгородком, более привлекательна для ученых.
Концепция академгородка — это и есть приоритизация. И в организационном смысле, и в кадровом. НЦФМ — оптимальное, на мой взгляд, решение как раз в условиях, когда кадровый ресурс ограничен и распылять его нельзя. Концентрация лучших умов в одном месте — всегда хорошо, а в условиях возможного их дефицита хорошо вдвойне.
И есть еще важный аспект: расположение. Рядом жемчужина нашей науки — Российский федеральный ядерный центр, крупнейший научно-технический институт в стране.
Вокруг создается крупнейший культурно-исторический и туристический кластер Арзамас-Саров-Дивеево с современной логистикой.
Получилась научная программа из десяти направлений, три из них математические и семь — физические. Это, в частности, физика частиц, ускорители, источники сверхсильных электромагнитных полей, исследования экстремальных состояний вещества, астрофизика, геофизика. Это отнюдь не полный набор, сейчас думаем о новых направлениях. Мы также думаем о междисциплинарных направлениях, таких как исследование мозга.
На первом этапе НЦФМ как самостоятельный научный институт будет насчитывать порядка 1000 сотрудников, штат будет укомплектован до 2026 г. А к 2030-му рассчитываем набрать около 2000 сотрудников, работающих на постоянной основе.
Есть хороший отклик на наш «быстрый старт» и поддержка со стороны властей. Несмотря на сложное время, проект получает финансирование и продолжит идти вперед.
Что касается вложений, на ближайшие три года в научную программу запланировано финансирование в объеме около 15 млрд руб. Эта сумма формируется из средств государственного бюджета и инвестиций «Росатома» на паритетных условиях.
Мы рассчитываем на определенный возврат за счет коммерческого использования технологий, которые будут создаваться внутри НЦФМ. У нас сейчас есть целый перечень технологий, которые будут «отпочковываться» и предлагаться рынку.
Сейчас мы занимаемся проектами, которые в течение двух-трех лет должны продемонстрировать свою значимость и высокий уровень готовности технологий. Мы планируем, что в 2025–2026 г. уже сможем представить их внешним инвесторам и начать сотрудничество.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29132