После анонса ремейка захотелось вновь вспомнить оригинал, пройденный один раз ещё в конце школы. С тех пор в моей памяти она оставалась непревзойдённым хоррором, не смотря на кучу различных других пройденных с тех пор (в том числе и остальные части Silent Hill).
Приятным сюрпризом стало, что оказывается в 2018 году вышла enhanced edition от группы энтузиастов, которая улучшила оригинал, выпущенный на PC:
- Поддержка широкоэкранных мониторов (оригинальная игра могла только в квадратное 4:3)
- Вернули исходные высококачественные звуки
- Улучшили текстуры, освещение, тени, доработали эффекты тумана, вернули глубину резкости и другое
- Исправили различные баги (работа с многоядерными процессорами, например) и улучшили управление (в том числе баг с долгим разворотом камеры в сторону взгляда героя) и прочее и прочее
Выдержала ли игра испытание временем и сможет ли она пугать спустя 20 лет (в 2021 году был юбилей) и полученный огромный опыт всевозможных ужастиков, да ещё и зная сюжет заранее. Буду рассказывать о своём личном опыте, потому что Silent Hill это серия игр, о которой были написаны огромные диссертации и чего-то нового для погруженных в тему я не сообщу, поэтому здесь мои наблюдения и впечатления. Кто боится спойлеров - их не будет, хоть и игре уже больше 20 лет, но вдруг кто-то пропустил, то я бы обломал половину удовольствия от истории. Поэтом без разбора сюжета, ребята
Проходил как и полагается в одиночестве поздно вечером. В этот раз я поражался как каждая деталь продумана и работает на атмосферу в игре. Главный герой Джеймс Сандерленд, окутанный тьмой, проводит рукой по своему лицу будто прощаясь с собой перед загробным миром и начинает свой путь в глубины подсознания.
Звук и музыка
За всё звуковое сопровождение отвечал Акира Ямаока и считаю, что из всех его работ именно Silent Hill 2 самая сильная. Звуковое сопровождение игры даже в отрыве от визуала способно вызывать различные чувства: тревоги, одиночества, умиротворения, жути, тоски, светлой радости. Музыка очень богата жанрово - эмбиент, различные синтезаторы, фортепиано, приятная гитарная музыка будто прямиком из Твин Пикса, жуткий металлический скрежет, воинственные барабаны, наводящие панику в боевые моменты, крепкие гитарные роковые риффы (многократно всеми закаверённые кстати) и другое.
В отличии от других хорроров здесь умело используются паузы, иногда нет ничего - полная тишина и лишь звуки шагов Джеймса. В игре кстати проигрывается 100 различных звуков шагов. В такие моменты сосредотачиваешься на каждом шорохе, а тишину может нарушить потусторонний звук чудовищ, а ещё чаще белый шум радио, который работает на страх максимально эффективно. Шум возникает когда ты ещё даже не видишь врага, но ты уже знаешь что он где-то притаился рядом - за углом, в темноте или в густом тумане. Неизвестность пугает сильнее, чем монстр, выпрыгивающий с резким звуком (скримерами западные разработчики очень часто пользуются в отличии от японцев из team silent).
Образы
Сюрреалистичные образы монстров, их движения, звуки, которые они издают при передвижении и уроне, когда на фоне шумит радиоприёмник заставляет сердце колотиться чуточку чаще. Враги умирают долго и с таким "танковым" управлением схватки особенно напряжённые, будто вместе с Джеймсом забиваешь палкой очередного монстра, ожидая его последний вздох.
Кто-то не любит странные загадки и их решения в Silent Hill, но мне кажется они только играют на руку и погружают будто в странный сон, где всё не всегда логично и обыденно. Пока шёл дальше и дальше, то чувствовал как проваливаешься вместе с Джеймсом всё глубже в чертоги разума, уже копаясь в своих мыслях как и главный герой. Игра наполнена символизмом и как в хорошем произведении даёт различные намёки о сюжете, о финале, давая пищу о размышлении уже с самого начала, здесь нет каких-то нестыковок или поворотов ради поворота, которые прикрутили для шок контента. Всё сходится в стройный сюжет и путь главного героя, а хлебные крошки для внимательных на виду
Ремейк Silent Hill 2
Я очень рад, что будет ремейк и искренне надеюсь, что получится хорошо. Но отдаю себе отчёт, что некоторые вещи просто невозможно будет сделать также, они будут сломаны изначально, а что-то уже сейчас видно будет по-другому:
- Камера уже современная из-за плеча, а значит не будет кинематографичных или сюрреалистичных ракурсов как в оригинале. Иной раз камера выбирала такой ракурс, где ты ещё не видишь угрозу, но уже слышишь её (топот, шум радио) - это было бы катастрофой с точки зрения шутера, но в психологическом хорроре это решение только добавляет очков к атмосфере
- Мир бесшовный, а значит не будет моментов, когда ты заходишь в дверь. Секундная загрузка комнаты. И вот ты появляешься в комнате со злыми врагами, которые ещё через 1-2 секунды уже на тебя нападают, если ты ничего не сделаешь
- В тизере уже показали, что изменили символичный жест рукой Джеймса в самом начале игры - мне кажется этого нельзя было делать. Масахиро Ито в одиночку вручную делал каждый ролик в этой игре, каждый жест, мимика было выверенно до миллиметра так, что до сих пор при просмотре некоторых сцен это производит странный эффект - модели, свет, тени, в одну секунду движения будто у живого человека, а в следующую секунду что-то выдаёт неестественность. Не эффект зловещей долины, но тоже что-то странное. Надеюсь остальные сцены и движения героев будут полностью приближены к оригиналу
- Джеймс в тизере очень эмоциональный в мимике. Во времена PS2 нельзя было щеголять полигонами и прочими шейдерами, не было motion capture такого уровня как сейчас, а главный герой действительно находится в подавленном состоянии. Но мне кажется, что Джеймс как раз и цеплял тем, что большую часть времени (в том числе в сценах показанных уже в тизере) был отстранённым, потерянным, опустошённым, погружённым в свои мысли лишь иногда пробуждающимся от рефлексии и уныния. В тизере его скорее можно назвать отчаянным, на грани нервного срыва, в общем совсем другие ощущения. Для меня Silent Hill 2 был именно про щемящее чувство одиночества, меланхолии, опустошённости и нахождении смысла. Надеюсь мне лишь показалось и общее впечатление и эмоции будут схожими как от оригинала
Выводы
Проверку временем игра прошла более чем успешно. Это действительно шедевр от мира видеоигр, поднимающий важные и вечные человеческие темы. В отличии от интерактивного кино или близкого к нему умело использует условности и преимущества видеоигр в подаче, которых нет в кино. В создании атмосферы страха на мой личный взгляд до сих пор нет равных.
Те кто в своё время пропустил или как я проходил очень давно рекомендую пройти/перепройти Silent Hill 2 и совет - проходите вечером/ночью в полном одиночестве, иначе ускользнёт многое, что игра может подарить по впечатлениям