Новая книга Николая Щекотилова — сказка-перевёртыш о неправильных зверях в неправильном лесу, об их (непростых) взаимоотношениях и (преимущественно весёлых) приключениях.
Автор дал волю фантазии! Читатель спотыкается и удивляется буквально на каждом слове. Зайцы в пространстве этой сказки — разбойники, а волки — добряки. Грибы живут в гнёздах на деревьях и меняются шляпками. Ёжики высиживают птичьи яйца, а медведь спасается от ежегодного иглопада.
Коротко и незаметно автор упоминает, что по соседству с неправильным есть совершенно обычный лес, однако странности там не в почёте. Об этом говорит сцена, в которой шебутной заяц попробовал учинить беспорядки на чужой территории:
— Ты откуда такой взялся? — спрашивает медведь.
— Из соседнего леса... Меня там все боятся.
— Ну и возвращайся к себе, а к нам больше не бегай.
Слушаемся медведя и возвращаемся в сюрреалистичную вселенную, предложенную автором. Я долго пыталась понять, какую историю мне напоминает «Неправильный лес».
«Путаницу» Чуковского? Немного.
«Праздник непослушания» Михалкова? Отчасти.
И всё же, ярко выраженного оммажа на произведения классиков я не увидела. История у Николая Щекотилова получилась харизматичная, самостоятельная, яркая.
Мне очень нравится ощущение потока: зарисовки из жизни неправильных зверей льются рекой, текст плотный и ёмкий. Автор не сомневается в придуманном им мире, «пишет как дышит». Эта энергия сразу считывается.
Детям младшего школьного возраста, коим, согласно возрастному цензу, адресована история, будет интересно разобраться в том, как устроена неправильно-лесная жизнь.
Переворотов и перекрутов в тексте так много, что возникает желание завести табличку, в которой было бы указано, где ложь, а где — правда. Левый столбец — жаба ест мёд, правый столбец — жаба ест мух; левый столбец — кузнечики квакают, правый столбец — квакают лягушки и т.д.
У юного читателя должны быть уверенные знания о том, как обстоят дела в «правильном лесу», чтобы окончательно не заблудиться. Если таких знаний, допустим, в силу возраста, недостаточно, есть надёжный вариант: совместное чтение. Пусть родители (старшие братья/сёстры) помогут маленькому человеку с этой весёлой путаницей.
При написании книги автор ставил одной из целей развитие аналитического и критического мышления ребенка и стимуляцию умственного труда. Иными словами — книга должна заставить малыша пораскинуть мозгами. Пусть он подумает, поразмышляет, удивится. По словам автора, «лучший способ проявить осторожность – вообще не предлагать нового».
Отдельно стоит отметить иллюстрации. Тот самый случай, когда они попали, поддержали авторский текст. В них есть что-то от виммельбуха, много деталей. Хочется в конце добавить пару разворотов с заданиями типа «найди десять отличий», чтобы у ребёнка была возможность сравнить схожую ситуацию в правильном и неправильном лесу. Это же упражнение можно, в соавторстве с иллюстратором, подготовить к презентациям книги в магазинах и библиотеках.
Несмотря на удивительный сюр и лёгкий привкус безумия, получилась уютная и необычная вселенная. Автор сам в неё верит… и мы поверили!
Мари Москва, литературный критик.
#souzdetlit #союздетлит #рецензия на книгу #критика #детская литература #литература для детей