В 1905 году в Петербурге прошел архитектурный конкурс на строительство доходного дома на участке, принадлежавшем Эвальду Людвиговичу Петерсону.
В начале 20 века эта была распространённая практика для разработки проектов строительства. Такие конкурсы организовывали профессиональные архитектурные общества (они же и избирали жюри), а заказчиками могли быть как учреждения, так и частные лица (которые выдавали средства для формирования призового фонда). Проекты, которые получали премии, становились таким образом собственностью заказчика, которые могли ими пользоваться как им было угодно. Но при этом отмечалась интересная тенденция: победители конкурсов не получили право на реализацию своих проектов. Все решал именно заказчик. Так случилось и в этот раз.
Так, второе место на конкурсе должен был занять проект Евгения-Карла Федоровича Шреттера, но в конечном итоге он вообще не был премирован, а лишь был отмечен как "рекомендованный к приобретению". Это значило, что жюри рекомендовало заказчику выкупить у архитектора проект, т.к. он обладал определенными достоинствами. Судьи отмечали оригинальность и художественный замысел проекта. И вот как он выглядел:
Такая конфигурация здания была определена формой участка: в длину он был в семь раз больше, чем в ширину (фасадную часть, выходившую на Лиговскую улицу). Для того, чтобы избежать малой освещенности квартир, и чтобы немного разнообразить длинный фасад по Рязанскому переулку архитектор предложил такой оригинальный план: расположение не по прямой, а в форме зигзага, что сильно напоминает извивающуюся змею.
Но несмотря на положительные оценки, этот проект так и не был реализован. Однако, проект А.Ф. Бубыря и Л.А. Ильина, который получил первую премию, также не был воплощён в реальность.
Как мы можем видеть, финальный результат существенно отличается.
А некоторые узнаваемые детали нам подсказывают, кто же в итоге построил этот дом.
Эвальд Людвигович привлек к строительству одного из членов жюри конкурса - выдающегося архитектора Александра Львовича Лишневского.
Именно под его руководством в 1906 году был построен дом, которым мы можем любоваться и поныне.
Уже после строительства дома у архитектора случилась ссора с коллегами по цеху, и даже рассказывают, что дошло до вызова на дуэль. А все потому, что члены жюри якобы не имели права использовать свое влияние на заказчика и участвовать в постройке. Но в итоге споры были улажены мирным путем.
Фасад дома недавно прошел капитальный ремонт, а вот дворовому фасаду повезло меньше:
Обращают на себя внимание элементы ограды, но меня смущает, что их рисунок не совпадает с перилами в парадных. А мы помним, что обычно архитекторы продумывали все детали и обеспечивали единство стиля во всем.
Еще очень жаль, что деревянные двери не сохранились. Сейчас они выглядят так:
А оригинальные выглядели так:
А внутри парадных все достаточно скромно. Немного плитки, ажурные перила:
Хотели бы жить в таком доме? А как вам проект дома-змеи? Вписался бы он в окрестности?