Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Охотничий сервиз (1766-1768). Мейсен.

Т.н. Охотничий сервиз был выполнен на Мейсенской мануфактуре по заказу императрицы Екатерины II как подарок фавориту - Григорию Григорьевичу Орлову.

В XVIII-м веке охота (особенно - псовая) считалась развлечением лишь коронованных особ и аристократов. Может быть в меньшей степени охотой интересовался император Пётр I, но все последующие императоры и императрицы Российские были без ума от охоты. И в этом интересе саксонские правители Август II и Август III, в чьём владении находилась мануфактура в Мейсене, были солидарны с правителями России. Естественно, что такого вида развлечение не могло пройти мимо внимания фарфоровых мастеров. В период правления Екатерины Второй (с 1762 года по 1796) императрица сумела привить страсть к охоте всему российскому двору. Важные лица после охоты отдыхали в специально оборудованных для этой цели охотничьих домиках.

В галерее ниже представлены три работы великого Валентина Серова, посвящённые теме охоты русских правителей XVIII-го века. Конечно, это больше фантазии художника, нежели попытка документального воспроизведения реальных охотничьих сцен.

В 1766-м году Екатерина II заказала на мануфактуре Мейсена сервиз для охотничьего домика в Царском Селе, и в 1768-м году сервиз был готов и привезён в Россию. По количеству выполненных предметов (прибл. 1000) он стал вторым по величине столовым сервизом XVIII-ого века после Лебединого (о нём читайте здесь - https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-meisen-lebedinyi-serviz-17371742-6303a9d05972fd6200fc0d8c). Создателем сервиза считается Мишель Виктор Асье (фр. Michel Victor Acier, 1736-1799), назначенный вторым главным скульптором-модельером Мейсена наравне с Кендлером. В росписи изделий были задействованы 29 художников. В галерее ниже представлены предметы сервиза из хранилищ Эрмитажа, представленные на одной из выставок.

Сервиз выполнен с типичными для середины XVIII-го века рокайльными мотивами, и в этом чувствуется уже влияние Франции. Декор перенасыщен лепниной т.н. "корзинного плетения" (т.н. узор "ozier", впервые выполненный в 1730-х годах на Мейсене). Вероятно, это было одно из многочисленных изобретений знаменитого моделиста Иоганна Иоахима Кендлера. Различают четыре основных типа зигзагообразного лепного украшения: ординарное зигзагообразное, с радиальными ребрами; neu-ozier, ребра которого напоминают изгибы литеры "S", и "Brühlsches Allerei-Dessin" ("разнообразный дизайн Брюля") - узор из корзин и лепных мотивов, таких как ракушки и цветы, в окружении завитков. В данном сервизе задействован именно этот наиболее сложный дизайн. О том, кем был граф Генрих фон Брюль (нем. Heinrich von Brühl, 1700-1763), чьим именем на Мейсене назвали дизайн, читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/meisen-statuetki-pervaia-polovina-xviiigo-veka-ch2-62ee0acc13970c11b0658d88. Очень много предметов имеют перфорированный край.

Отличительной чертой Охотничьего сервиза являются зеленый изумрудный край с мозаичным узором и богатые сюжетные сцены охоты, обрамлённые золотыми завитками. Охотничьи сценки в большинстве были взяты с гравюр Иоганна Элиаса Ридингера, которые хранились на мануфактуре.

Сервизу, если можно так выразиться, повезло: он не был уничтожен и не был распродан в 1920-е и в 1930-е годы. Во всяком случае значительная его часть сохранилась в России. В настоящее время предметы оригинального Охотничьего сервиза Екатерины II хранятся в Эрмитаже, в Екатерининском дворце Царского села, в Большом Гатчинском дворце, в Государственном Историческом музее (Москва) и в Музее Дюссельдорфа. Только в каталоге Эрмитажа представлено 190 предметов сервиза! Это достаточно большое количество для того, чтобы можно было составить впечатление об ансамбле. В следующих галереях вы увидите фото некоторых предметов сервиза из собрания Эрмитажа.

Мороженица с вкладышем и крышкой с изображением охотничьих сцен. Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 21,5 (высота с крышкой)*20,0 (диаметр) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер  ГЧ-2039. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Мороженица с вкладышем и крышкой с изображением охотничьих сцен. Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 21,5 (высота с крышкой)*20,0 (диаметр) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер ГЧ-2039. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Корзинка для фруктов с изображением охотничьих сцен.  Охотник с собакой и лань, сидящая под деревом. Мейсен, 1766-1768. Лепка, резьба, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 10,5 (высота)*23,0 (длина)*19,0 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер  ГЧ-2014.  Фото взято с каталога Эрмитажа.
Корзинка для фруктов с изображением охотничьих сцен. Охотник с собакой и лань, сидящая под деревом. Мейсен, 1766-1768. Лепка, резьба, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 10,5 (высота)*23,0 (длина)*19,0 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер ГЧ-2014. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Корзиночка с крышкой на поддоне. Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 14,0 (высота с крышкой)*16,3 (длина)*13,5 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер  ГЧ-6933.  Фото взято с каталога Эрмитажа.
Корзиночка с крышкой на поддоне. Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 14,0 (высота с крышкой)*16,3 (длина)*13,5 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер ГЧ-6933. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Подставка круглая.Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 5,0 (высота)*43,5 (длина)*34,5 (ширина) см. Поступил в Эрмитаж в 1938-м году. Приобретён у М.Я. Свердлова. Инв. номер  ЗФ-25083. По всему - это нижняя часть геридона или конфектуры, и здесь должен быть ещё, конечно же, стержень, и не один (судя по перфорации). Поверхность блюда разделена на компартименты (отделения), в которых какие-то ещё предметы должны устанавливаться, или же это такая большая многоразделённая менажница (что вряд ли). Как выглядел предмет в полном сборе - об этом нам поведают в будущем какие-нибудь кандидаты или доктора фарфоровых наук, защитившие по этому поводу диссертации, а заодно и съевшие собаку на этой теме. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Подставка круглая.Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 5,0 (высота)*43,5 (длина)*34,5 (ширина) см. Поступил в Эрмитаж в 1938-м году. Приобретён у М.Я. Свердлова. Инв. номер ЗФ-25083. По всему - это нижняя часть геридона или конфектуры, и здесь должен быть ещё, конечно же, стержень, и не один (судя по перфорации). Поверхность блюда разделена на компартименты (отделения), в которых какие-то ещё предметы должны устанавливаться, или же это такая большая многоразделённая менажница (что вряд ли). Как выглядел предмет в полном сборе - об этом нам поведают в будущем какие-нибудь кандидаты или доктора фарфоровых наук, защитившие по этому поводу диссертации, а заодно и съевшие собаку на этой теме. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Корзинка с изображением сцены охоты на кабана. Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 5,5 (высота)*37,5 (длина)*28,5 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер  ГЧ-2003.  Сплошной ажур (фарфоровое кружево)! Фото взято с каталога Эрмитажа.
Корзинка с изображением сцены охоты на кабана. Мейсен, 1766-1768. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 5,5 (высота)*37,5 (длина)*28,5 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер ГЧ-2003. Сплошной ажур (фарфоровое кружево)! Фото взято с каталога Эрмитажа.

Беседка ажурная.Мейсен, 1766-1768. Резьба, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 39,5 (высота)*27,4 (длина)*4,4 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер  ГЧ-2008. Просто такое украшение стола. Очень много мелких лепных цветочков. К вопросу о том, откуда взялось поветрие украшать лепными цветочками, например, предметы современного Кисловодского фарфора. Фото взято с каталога Эрмитажа.
Беседка ажурная.Мейсен, 1766-1768. Резьба, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 39,5 (высота)*27,4 (длина)*4,4 (ширина) см. Передан из Гофмаршальской части. Инв. номер ГЧ-2008. Просто такое украшение стола. Очень много мелких лепных цветочков. К вопросу о том, откуда взялось поветрие украшать лепными цветочками, например, предметы современного Кисловодского фарфора. Фото взято с каталога Эрмитажа.

Сервиз оказал сильное влияние на фарфоровое производство России в целом, поскольку на ИФЗ Екатерина II заказывала доделки к сервизу, и русские мастера должны были соответствовать уровню Мейсена! Вот пример - супница (Терина, Миска с крышкой), изготовленная мастерами ИФЗ в XVIII-м веке взамен утраченной оригинальной от Мейсена.

Терина Охотничьего сервиза (Миска с крышкой), доделка к сервизу 1770-е-1790-е. ИФЗ. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 11,5*36,0*22,0 см. (миска), 16,0*27,0*20,5 см. (крышка). Предмет поступил в Эрмитаж в 1919-м году через Отделение охраны памятников искусства и старины. Из собрания Рудковского. Инв. номер ЭРФ-8937.  Фото взято с каталога Эрмитажа.
Терина Охотничьего сервиза (Миска с крышкой), доделка к сервизу 1770-е-1790-е. ИФЗ. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 11,5*36,0*22,0 см. (миска), 16,0*27,0*20,5 см. (крышка). Предмет поступил в Эрмитаж в 1919-м году через Отделение охраны памятников искусства и старины. Из собрания Рудковского. Инв. номер ЭРФ-8937. Фото взято с каталога Эрмитажа.

А это - блюдо овальное. И тоже сделано на ИФЗ в качестве доделки к сервизу взамен разбитого такого же предмета.

Блюдо овальное. ИФЗ, 1768-1796. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 17,5*40,0*26,5 см. Поступил в Эрмитаж в 2002-м году. Передан в составе коллекции ИФЗ. Инв. номер  Мз-И-60.  Фото взято с каталога Эрмитажа.
Блюдо овальное. ИФЗ, 1768-1796. Роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 17,5*40,0*26,5 см. Поступил в Эрмитаж в 2002-м году. Передан в составе коллекции ИФЗ. Инв. номер Мз-И-60. Фото взято с каталога Эрмитажа.

Вот ещё один великолепный предмет сервиза, созданный как доделка взамен разбитого оригинала на ИФЗ уже в XIX-м веке.

Соусник с крышкой и поддоном. ИФЗ времени правления Александра II (1855-1881), Лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 3,7х21,5х16,7 см; 6,6х16х13 см; 5,8х17,3х14,1 см; 3,4х21,6х16,9 см. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-И-78.
Соусник с крышкой и поддоном. ИФЗ времени правления Александра II (1855-1881), Лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Размеры: 3,7х21,5х16,7 см; 6,6х16х13 см; 5,8х17,3х14,1 см; 3,4х21,6х16,9 см. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-И-78.

Сама по себе роспись исполнена в рокайльной стилистике, и посвящена самому модному тогдашнему развлечению властвующих лиц - охоте, с соответствующими аксессуарами. Одежда охотников также не уносит зрителя в далёкое прошлое времён рыцарей, копий и стрел, а наоборот: охотники одеты по тогдашней европейской моде - в камзолы , ботфорты, с треуголками на голове. Для охоты используются собаки модных пород и ружья. Т.е. сановные охотники видели на предметах сервиза фактически изображения самих себя.

И напоследок предлагаю несколько вопросов, возникших, например, у меня, по данному сервизу. Первый уже сформулирован в комментарии к изображению одной из галерей, расположенных выше. Что это за предмет за такой - в виде бочонка на блюде? Для чего служит? Как называется? Каким образом используется? На самом деле ответ вы легко найдёте самостоятельно, если проведёте поиск по изображению или забредёте в каталог Эрмитажа. Но я призываю вас прежде включить фантазию, и писать свои версии в комментариях. То же - и по такому интересному предмету, как лоток для ножниц. Если есть в предметах для сервировки стола лоток для ножниц, то ножницы для чего-то да служили, верно? Ну не для подстригания же ногтей во время трапезы? Тогда для чего? Свои версии и уверенные знания представляйте в комментариях! Думаю, ответы на эти вопросы будут интересны всем. И - да! - это не конкурс, и за ответы не будет приза.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

Еда
6,93 млн интересуются