11 задание ЕГЭ вряд ли получится назвать простым.
Для его выполнения понадобится знание основ морфемики и словообразования, морфологии и орфографии. А ведь всего-то и надо, что букву вставить и выбрать строчку, где вставленная буква одна и та же.
Итак, с чего следует начать выполнение задания❓️
✔️ Читаем слова первой строчки;
✔️ Определяем части речи (это нужно для того, чтобы вспомнить, какой суффикс может быть в слове, если оно, например, имя прилагательное);
✔️ Производим морфемный разбор (только верно определив корень и окончание, можно работать с той частью, где находится суффикс или суффиксы);
✔️ Если видим сочетание из нескольких букв в суффиксальной части слова, то предполагаем, что суффикс здесь не один. Вот тут-то и понадобятся знания по словообразованию.
Важно последовательно "снимать" суффиксы, начиная с последнего. ⤵️❗️
▪️мечтат*льный
🔸️это имя прилагательное; изменяемая часть речи ➡️ ищем окончание, изменив форму слова (мечтат*льную , мечтат*льное); окончание -ЫЙ;
🔸️остальная часть слова - основа (мечтательн-);
🔸️корень слова - мечт- (мечта);
🔸️приставок в слове нет;
🔸️между корнем и окончанием есть суффиксальная часть -АТ*ЛЬН- ➡️ следует выяснить, сколько здесь суффиксов и какие они;
🔸️Произведём словообразовательный разбор (восстановим словообразовательную цепь) ➡️ перед нами имя прилагательное, значит, последним суффиксом в слове будет суффикс именно имени прилагательного❗️
Мечтат*льн [ый] (тот, который мечтает) ◀️ мечта[ть] ◀️ мечт[а]
суффикс, с помощью которого образовалось прилагательное, - ТЕЛЬН (этот суффикс имеет единообразное написание, его надо запомнить). Кроме него, есть суффикс А глагола мечтать.
▪️Писательн*ца
🔸️это имя существительное; изменяемая часть речи ➡️ ищем окончание, изменив форму слова (писательницы писательницу)➡️ окончание А;
🔸️Остальная часть слова - основа (писательниц-);
🔸️ Пих слова (писать, записка);
🔸️Приставок нет;
🔸️Между корнем и окончанием находится суффиксальная часть -АТЕЛЬНИЦ- ➡️ выясним, сколько здесь суффиксов и какие они;
🔸️Произведём словообразоватльный разбор (восстановим словообразовательную цепь) ➡️ перед нами имя существительное, значит, последним суффиксом в слове будет суффикс именно этой части речи❗️
Писательница - (то же, что писатель, только женского пола) ◀️ писатель (тот, кто пишет) ◀️ писа[ть]
Обратите внимание: выделить суффикс -ТЕЛЬН- во втором случае был бы ошибкой! Не следует находить суффиксы "на глаз", по стечению определённых букв (этого может быть недостаточно)❗️
✔️ Необходимо помнить о том, что суффиксы могут иметь единообразное написание (всегда одинаковое) или их написание регулируется правилом.
✔️ Определяем написание суффикса и выбираем строку, где пропущена одна и та же буква.
______________
Предлагаю рассмотреть вариант 11 задания (см.выше)
▪️больш*нство, алюмини*вый
🔸️больш*нство (имя сущ). ➡️ окончание О, основа - большинств-, корень БОЛЬШ- (больш[ой]) приставок нет; суффикс - ИНСТВ (это суффикс имени сущ., имеет идинообразное написание).
🔸️алюмини*вый (имя прилаг.) ➡️ окончание -ЫЙ, основа слова - алюмини*в;
корень алюминиj; приставок нет; суффикс прилагательного -ЕВ- (зависит от ударения, ЕВ - безударный)
▪️клетч*тый, (начать) снов*
🔸️Клетч*тый (имя прилаг.) ➡️ окончание -ЫЙ, основа клетчат-, корень КЛЕТ (клеточка); приставок нет; суффикс имени прилагательногр ЧАТ (имеет единообразное написание).
🔸️снов* (наречие) ➡️ окончания нет (неизменяемая часть речи), основа - снов*, корень НОВ (новый); приставка С; суффикс наречия А ➡️ наречие образовано приставочно-суфф. способом от прилагательного нов[ый]) ➡️ приставка из, до, с + суффикс А; приставка в, на, за + суффикс О.
В этом ряду гласные одинаковые❗️
▪️миндал*вый, овлад*вать
🔸️миндал*вый (имя прил.) --‐--> см.выше ----> безударный суффикс ЕВ
🔸️овлад*вать (глагол в неопред.форме) ➡️ окончания нет, но есть формообразующий суффикс, не входящий в основу (овлад*ва-); корень -ВЛАД- (владею, владыка); приставка О; суффиксы глагола Е и ВА. (ВА - бывает только ударным, его можно опустить, тогда предшествующий суффикс станет очевидным ➡️ овладеВАть, овладЕть).
В этом ряду гласные одинаковые❗️
▪️попроб*вать, нож*вка
🔸️попроб*вать (глагол в неопр.форме) см.выше; корень - ПРОБ- (проб[а]); безударный глагольный суффикс ОВА ➡️ гласную в нём проверяем так : Я попробУЮ ➡️ 1 лицо наст./буд.вр. УЮ(ЮЮ) ---> в инфинитиве и в прошедшем времени ОВА (ЕВА); 1 лицо наст./ буд. вр. ЫВАЮ (ИВАЮ) ---> ЫВА (ИВА);
🔸️нож * вка (имя сущ.), см.выше; корень -НОЖ- с шипящим на конце ➡️ после шипящих в суффиксах сущ., прилаг., наречия ПОД УДАРЕНИЕМ пишем О.
В этой строке оба суффикса с одной и той же буквой❗️
▪️француз*кий, матрос*кий
🔸️француз*кий (имя прилаг.) см.выше; корень -ФРАНЦ-; два суффикса в слове: -К-/ -СК- прилагательного на конце слова и суффикс -УЗ- имени сущ., от которого образовалось данное прилагательное ➡️ пишем СК, так как
прилагательное не имеет краткую форму и не образовалось от существительного с основой на К,Ч,Ц.
🔸️матрос*кий - аналогично!
В этой строке оба слова пишутся одинаково❗️
Итак, верные ответы: 2, 3, 4, 5