Певица Татьяна Семерьянова о карьере, голосе, семье и мечте
Последние месяцы уходящего года оказались богатыми на знаменательные даты и яркие события в омской культурной жизни. К их числу, бесспорно, принадлежал недавний юбилейный концерт-бенефис солистки Омской филармонии Татьяны Семерьяновой. Светлый и безграничный, подчас мятежный, как небо, талант певицы двадцать лет собирает поклонников музыки на её концерты.
– Как и когда в вашей жизни появилась музыка?
– В 6 лет я впервые увидела пианино, у наших соседей стоял инструмент. И когда они уезжали, нас просили поливать цветы. С нетерпением ждала я момента, когда можно будет прикоснуться к клавишам, для меня это было самое счастливое время.
В третьем классе меня отдали в музыкальную школу. Мне так хотелось там учиться! Я даже написала маме расписку: «Мама, я не буду плакать и хныкать. Я окончу музыкальную школу». И такой момент, когда маме эту расписку пришлось предъявить, настал, когда я училась в четвёртом классе музыкальной школы. Что-то не выучила, что-то не подготовила и сказала, что больше не буду ходить. Тут мама и показала мне эту расписку.
На тот момент я вовсе не горела желанием петь, мне хотелось играть, подбирать песни из кинофильмов. Например, свою любимую из турецкого сериала «Королёк – птичка певчая».
– Когда всё-таки запели?
– Мне купили гитару, показали три аккорда. И я стала петь дворовые песни, мои «концерты» собирали публику. Мне пророчили карьеру бардовской певицы. В музыкальной школе дополнительно пошла учиться на класс гитары. Потом педагога неожиданно не стало, нужно было выбрать какой-нибудь другой дополнительный предмет. И я выбрала вокал. С этого всё и началось.
– Кроме музыки у маленькой Тани были какие-то любимые занятия?
– В детстве много занималась спортом – фигурным катанием, акробатикой, гимнастикой. Летом во дворе играли в настольный теннис. Как-то раз мимо проходил… японец. Не знаю, откуда он взялся в нашем районе. Так вот, увидев, как мы играем, он взял ракетку и показал свою методику игры. Я её быстро освоила и стала у всех выигрывать. Потом, когда поступила в Шебалинку, меня часто отправляли на соревнования, где я занимала первые места.
– Мы видим вас блистающей на сцене. А какая Татьяна Семерьянова в жизни?
– Друзья говорят, что в жизни я совершенно другая, открываются другие качества. Я рано вышла замуж – встретила своего замечательного супруга, и уже 25 лет мы вместе. У нас двое детей: старшему сыну 24 года, младшему 10. Муж – зубной техник, а сейчас по совместительству концертный директор. Благодаря его поддержке и помощи родителей у меня была возможность развиваться в профессии.
– Вам не приходила мысль о педагогической деятельности?
– Иногда задумываюсь об этом. Тем более что небольшой опыт уже есть. Вне филармонии я создала концертную организацию, и мы поставили мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Уже пять лет он идёт в Омске, мы возили его в Новосибирск и Красноярск на большую сцену – в «Гранд-Холл Сибирь», где выступают все звёзды. Сейчас проект временно закрыт, так как нужно сделать паузу. Так вот, в проект приходили молодые ребята, с которыми приходилось заниматься вокалом. Так состоялся мой педагогический дебют.
– Расскажите о своём главном инструменте – голосе.
– У меня лирико-драматическое сопрано, пою лирические партии, драматические. Диапазон оказался очень широкий, не знаю, к счастью или к несчастью… Иметь большой голос – это тяжело. Нужно уметь управлять им, собирать в зависимости от партии, а это колоссальный труд.
– Вашему голосу подвластны любые вершины?
– Да, спеть ми третьей октавы в постановке «Призрак оперы» дано не каждому. Это был крупный проект Омской филармонии, давший толчок другим творческим замыслам.
Мне нравится что-то изобретать, экспериментировать. Один из таких экспериментов – спеть песню «My Heart Will Go On» Селин Дион из «Титаника» с органом.
– Кого считаете своим Учителем?
– Я очень благодарна своему педагогу Антонине Петровне Бубновой, экс-солистке Новосибирского театра оперы и балета. Мудрая женщина, педагог с большой буквы, она никогда не давила, никогда не прививала, как делают сейчас многие педагоги, «звёздности». Она поддерживала, умела настраивать на концерт, отдавая свою энергию, свой опыт, который получила в оперных театрах. И это очень ценно.
– Как складывалась ваша карьера певицы?
– Мне было 23 года, когда я пришла в филармонию. Я была и есть максималистка, поэтому сразу поставила высокую планку – мой первый проект «Всё для тебя», романсы П.И. Чайковского. Проходил серьёзный худсовет, на котором присутствовали и директор, и дирижёры. Перед ними встала хрупкая девушка и исполнила сложнейшие романсы великого русского композитора. Мэтры решили, что молодой неопытной певице такой репертуар исполнять слишком рано. Наверное, они были правы, но билеты были уже проданы. Поэтому Василий Иванович Евстратенко сказал: «Концерту быть!» И всё прошло благополучно.
На самом деле я очень выросла благодаря этому репертуару. Съездила в Москву на Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки. Меня, конечно, не допустили даже до второго тура, так как конкурс был для москвичей. Но в жюри сидела известная певица, академик Ирина Константиновна Архипова. И она, когда я пела «Леди Макбет», обратила на меня особое внимание. Я почувствовала, что ей понравилось моё выступление. Это было для меня лучшим подарком.
В 2013 году я приняла участие в международном конкурсе «Романсиада» и стала его лауреатом. Исполняла «Твои следы» Бабаджаняна, «Побудь со мной» Зубова и «Всё, что было» Покрасса. После второго тура ко мне подошёл организатор конкурса русского романса им. Изабеллы Юрьевой и пригласил в Эстонию, в Таллин, для участия в этом конкурсе, без отборочного тура. И в 2014 году я стала лауреатом этого конкурса. Там я спела «Что это сердце» Пригожего, «Не надо встреч» Хайта, «Прощай, мой табор» Прозоровского.
После этого меня пригласили в ещё один интересный проект – «Великие имена прошлого» в Санкт-Петербурге. Участники должны были выходить на сцену в образе известных исполнителей прошлого – Клавдии Шульженко, Петра Лещенко, Александра Вертинского… Мне досталась роль Екатерины Юровской – известной исполнительницы народных песен и русских романсов. Я исполняла романсы «Нищая» Алябьева, «Синий платочек» Петербургского, «Пой, цыган» Фомина, которые были в репертуаре знаменитой певицы. После концерта мне сказали, что даже внешне на неё похожа.
– Другая, «не звёздная» сторона жизни артиста – поездки в районы, выступление в не всегда комфортных условиях.
– У нас же областная филармония, поэтому мы должны выступать с концертами и в области. В своё время я объездила всю область с Виктором Павловичем Шурыгиным – известным омским балалаечником, заслуженным артистом России, Татьяной Юрьевой – мастером художественного слова, Константином Беляковым – гитаристом. Сейчас, после пандемии, эти концерты стали возобновляться.
Наш отдел в филармонии называется «отдел культурно-просветительской деятельности», и мы часто выезжаем в школы и детские сады с просветительскими, духовно-нравственными программами: «Пушкин-лицеист», «Душа хотела быть звездою», где я исполняю романсы Тютчева, «Праздники Руси», «Рифмой в набат» и др.
– Какие отношения сложились с публикой?
– Омская публика – тёплая, благодарная. У меня много поклонников, которые пишут после концертов, дарят цветы. Это приятно.
– Как относитесь к эстраде?
– В детстве я мечтала стать эстрадной певицей, но по незнанию пошла учиться в музыкальное училище им. В. Шебалина. И когда услышала голос своего педагога, меццо-сопрано, влюбилась в оперное пение, в классическую музыку. Позже оказалось, в филармонии нужно уметь петь всё, и советскую и зарубежную эстраду. И тогда я поняла, что этот путь был пройден не случайно.
Сейчас я увлеклась творчеством Лары Фабиан, с которым совпадают моё душевное состояние и темперамент. Мне захотелось сделать посвящение любимой певице, трибьют, и надеюсь, скоро омская публика услышит музыку Лары Фабиан в живом исполнении.
– Ваша любимая героиня?
– В опере – Виолетта из «Травиаты».
– О чём мечтаете?
– Чтобы из Омска не уезжала талантливая молодёжь. Чтобы развивалась культура города и области, чтобы открыли консерваторию, оперный театр…
– Какую книгу прочитали последней?
– «Галина» Галины Вишневской. После того, как прочитала книгу этой великой женщины, захотелось сделать программу о ней. У меня уже есть подобный опыт – программа о Клавдии Шульженко, которую я сделала лет 15 назад. И все эти годы она востребована у публики, люди благодарны за возможность услышать песни любимой исполнительницы.
– Машину водите?
– Вожу с семнадцати лет. В школе у нас был УПК – учебно-производственный комбинат, где мы осваивали рабочие профессии. Меня и мою подругу взяли на «Устройство автомобиля». И два года мы учились вождению на ЗиЛках. Причём нам с подружкой чаще всех давали машины – мы катаемся, а мальчишки смотрят. После экзамена, который сдавали тоже на ЗиЛе, получили категорию ВС.
– Начало вашей карьеры певицы совпало с большим событием в культурной жизни Омска – открытием Органного зала.
– Да, мне выпала честь принять участие в концерте, посвящённом его открытию. Начальником филармонического отдела тогда была Валентина Семёновна Кружилова, замечательный человек, профессионал своего дела. Она всегда поощряла тех артистов, кто трудился. Я ей очень благодарна, что она помогла мне сделать первые шаги и вселила в меня веру в то, что у меня получится.
Лана ПЕТРОВА.
Фото из архива Омской филармонии.