Найти тему
Константин Каськаев

Прогулки по Магадану после путешествия по колымской трассе из Якутска в Магадан.

Магадан оказался отличным городом. Здесь много солнца и красивых окрестностей, а также живут интересные люди. На следующий день я и Кристина пошли гулять по нему. В центре стоят дома в стиле сталинского ампира, а в парке обнаружилось колесо обозрения, мы решили на нём прокатиться. Оказалось, что для Кристины это первая поездка на колесе обозрения. Город мне очень понравился, такой светлый и красивый. Сходили в краеведческий музей. Большая часть экспозиций посвящена ГУЛАГовским временам.

Бухта Нагаева. На её берегах был основан Магадан.
Бухта Нагаева. На её берегах был основан Магадан.

Здесь расскажу подробнее об истории освоения Колымского региона. Магадан был основан в 1929 году, и с тех пор советские люди начали проникать вглубь континента. Магадан снабжали из Владивостока, Находки и Ванино — всё это дальневосточные порты в Японском море. В стране шла индустриализация, создавались промышленные центры, строились заводы, и на всё это нужны были деньги, в том числе и золото. В бассейне реки Колыма нашли большие месторождения не только золота, но и серебра, касситерита. Это и послужило толчком к началу промышленного освоения края. Несмотря на то, что Магадан был основан в 1929 году, Магаданская область появилась только в 1953, а до этого весь Крайний Северо-Восток страны, в который входят современный Чукотский автономный округ, Магаданская область и восточная часть Якутии, фактически был под управлением госкорпорации “Дальстрой”.

Дальстрой существовал с 1931 по 1957 год. В художественной литературе Дальстрой был воплощён в романе Олега Куваева “Территория”, но там он носит название Северстрой. Главной задачей гигантской госкорпорации было промышленное освоение верховьев реки Колыма и добыча ценных металлов в больших масштабах. В 1930-ых в США была великая депрессия (она отразилась на всём мире), и золото очень высоко ценилось, за него можно было выгодно покупать станки для заводов за рубежом, а также приглашать иностранных специалистов. Немногие сейчас вспоминают, о том, что тот же Горьковский Автозавод был создан при помощи американских специалистов с завода ФОРД.

Для меня есть три основных автора, писавших о ГУЛАГе и два о Колыме, в частности. Первый — это Солженицын, но к нему я отношусь очень скептически, так как те факты, что он описывает, не согласуются с действительностью, и во многом были призваны создать плохую репутацию советскому правительству. Могу привести такой пример, если ГУЛАГ был нацелен на уничтожение политических заключенных и всяческое их унижение, то каким образом Солженицын был излечен от онкологии в том же самом ГУЛАГе. Да и десятков миллионов погибших, как пишет Солженицын, тоже не было (десятки тысяч, да, были, но не миллионы). Ведь заключенные, на той же Колыме, должны были заниматься добычей золота, и просто так их расстреливать или убивать было нельзя, за каждого из них начальство было в ответе.

Второй автор — Варлам Шаламов. Он описывает Колымские лагеря так, что у заключенных в лагерях были театры, они получали зарплаты за свои работы и могли на них покупать в специальном магазине дополнительный паёк или одежду.

Третий автор, и на мой взгляд самый объективный и беспристрастный, — это Петр Демант, писавший под псевдонимом Вернон Кресс. Он уроженец Австрии, попал на территорию СССР в конце 1930-ых, когда СССР присоединил к себе территорию современной западной Украины (Львов, Черновцы, Ужгород и пр.), а Демант как раз жил в Черновцах. И спустя год попал под чей-то донос. Освободился только к 1955 году. Он писал, что в 1930-ых механизация труда стремилась к нулю, и всё делали вручную. Норма проходки в шахтах Колымы была 1 см в день на человека. В 1940-ых стало попроще, но всё равно многие умирали от тяжкого труда, так как не могли выполнить норму — 100 тачек с грунтом в день, а грунт шёл на промывку и добычу золота. После 1948 года механизация стала такой, что тачками породу уже не нужно было таскать, да и снабжение в лагерях стало заметно лучше. И лагеря ГУЛАГа после 1948 года и до их закрытия в 1950-ых стали похожи на обычные колонии.

Приведу цитату из Зекамерона XX века, в самом конце книги Демант пишет: “…но большая часть зеков сидела все же за дело, хотя обычное наказание после 1947 года – “полная катушка и пять по рогам” (25 лет заключения и пять поражения в гражданских правах) — в основной массе было явно несоразмерно с преступлением...”, и в следующем абзаце: “те, кто вёл себя в лагере тихо и незаметно, подчас оказывались наиболее виновны. Эстонцы, например, бывшие в лагере предметом насмешек, на вид безобидные и неприспособленные к неволе, всегда утверждавшие, что сидят ни за что, как правило, служили карателями, полевыми жандармами, в охране железных дорог или в эсэсовском эстонском батальоне майора Ребанэ. Без стеснения, даже с некоторой бравадой признавались в своих прошлых деяниях одни бандеровцы…”, а ещё сидели власовцы — русские солдаты, воевавшие на стороне Гитлера.

Конечно прошло много лет, но никогда не нужно черпать информацию из одного источника, и то, что пишет Солженицын, может оказаться неправдой или частичной правдой, но искаженной настолько, что у нас получается ложное представление о тех временах и событиях.