Найти тему
Военно-технический сундук

Истребители Второй Мировой войны. Почему «Харрикейн» был не хуже «Спитфайра», а «Тодзио» - не хуже «Зеро»

Во время WWII почти каждый тип самолета был на своем месте и выполнял свои задачи не хуже, чем их могли бы выполнять другие модели. Но почему-то считается, что одни истребители были хуже, чем другие, совершенно забывая о том, что истребитель, придуманный для перехвата бомбардировщиков, не предназначен для воздушного боя с истребителями противника, специально разрабатывавшимися для этого. Ну, или наоборот.

Британский истребитель Bristol "Beaufighter" - тяжелый истребитель, начинал как перехватчик, а закончил как торпедоносец
Британский истребитель Bristol "Beaufighter" - тяжелый истребитель, начинал как перехватчик, а закончил как торпедоносец

Никто из военных не станет спорить с тем, что хотя пехота – царица полей, артиллерия – бог войны, а танки – стальной таран наступления, все же без авиации во всех войнах XX века и пехоте, и артиллерии, и танкам пришлось бы туго. Поэтому все экономически развитые страны старались оснастить свою армию и флот самыми лучшими, самыми современными типами боевых самолетов.

И во время Второй Мировой перевооружение воздушного флота основных участников сражений проводилось почти постоянно, и особой модернизации подвергалась именно истребительная авиация, от которой в условиях ожесточенного противодействия бомбардировкам со стороны противника зависело очень многое.

Як-9П - пушечный перехватчик, мог драться и с истребителями, но с пушкой против маломаневренных бомбардировщиков ходить было куда сподручней
Як-9П - пушечный перехватчик, мог драться и с истребителями, но с пушкой против маломаневренных бомбардировщиков ходить было куда сподручней

Когда сегодня в соответствующей компании заходит разговор об истребителях II Мировой войны, то начинается сравнение их характеристик в общем и целом, и в итоге выносится вердикт о том, какой самолет был удачным, какой не очень, а какой совсем плохим.

Однако при этом большинство спорщиков совершенно не понимают, что неудачные самолеты на фронте живут недолго, а если какие-то модели, появившиеся еще перед войной, довоевали до самого ее конца – значит они удачные, но только в своей области, и сравнивать их с другими попросту нельзя.

Hawker "Hurricane" всю войну специализировался на бомбардировщиках
Hawker "Hurricane" всю войну специализировался на бомбардировщиках

Вот, к примеру, всякие специалисты рассказывают, что английский «Харрикейн» был плохим истребителем, не чета знаменитому «Спитфайру», но при этом почему-то забывают, что этот «неудачник» выпускался чуть ли не до самого конца войны. Почему же тогда все английские заводы не перешли на выпуск «Спитфайров», а продолжали столько лет штамповать «неудачные» «Харрикейны»?

Знаменитый Supermarine "Spitfire", прославившийся как борец с "мессершмиттами" и "фокке-вульфами"
Знаменитый Supermarine "Spitfire", прославившийся как борец с "мессершмиттами" и "фокке-вульфами"

А вы посмотрите статистику побед обеих истребителей, и увидите, что «Спитфайры» в основном сражались против истребителей противника, а «Харрикейны» - против бомбардировщиков. Как перехватчику, последнему в английской авиации просто не было равных. Даже появившийся в конце войны «Тайфун», сначала разрабатывавшийся как перехватчик, оказался «не у дел» и его закончили модернизировать как штурмовик. А «Харрикейн» оказался красавцем, причем ничуть не менее эффективным, чем знаменитый «Спитфайр».

Messerschmitt Bf.110 - двухмоторный тяжёлый истребитель во время Второй мировой войны, в дальнейшем был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель
Messerschmitt Bf.110 - двухмоторный тяжёлый истребитель во время Второй мировой войны, в дальнейшем был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель

Или вот взять, например, американский «Тандерболт». Как самолет воздушного боя он не особо тянул, а вот как перехватчик был весьма прекрасен. Нет, с «мессерами» и «фокке-фульфами» он мог драться, но только на больших высотах по особой тактике, которой владели далеко не все американские пилоты.

Republic P-47 !Thunderbolt" с виду на истребитель совсем не похож
Republic P-47 !Thunderbolt" с виду на истребитель совсем не похож

У японцев тоже было такое разделение. Почему-то все вспоминают знаменитые «Зеро» или Ki-61 «Хиен», однако очень редко в разговорах упоминаются такие смертоносные для американских самолетов перехватчики, как Ki-44 «Shoki» (или, по-американски, «Тодзио») и N1K-J «Shiden» («Джордж»). Да, последние имели маловато шансов против американских «Мустангов» и «Хэллкэтов», зато могли легко догнать и завалить любой бомбардировщик врага, причем даже ночью.

Японский Nakajima Ki-44 "Shoki", на котором было сбито больше вражеских бомбардировщиков, чем на всех других типах истребителей японских ВВС вместе взятых
Японский Nakajima Ki-44 "Shoki", на котором было сбито больше вражеских бомбардировщиков, чем на всех других типах истребителей японских ВВС вместе взятых

Отечественная истребительная авиация так же неоднозначна по типовому составу. Да, у нас было много истребителей, которые могли бить и бомбардировщиков, например, пушечный Як-9. Однако в качестве перехватчика лучше всего выступил у нас американский истребитель «Аэрокобра», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Сами американцы его совсем не любили, потому что он не мог на равных сражаться с японскими, истребителями, и если и использовали, то в основном как штурмовик. Поэтому и «спихнули» они нам свою «Аэрокобру», а наши пилоты вдруг обнаружили достоинство этой машины в качестве именно «штурмовика бомбардировщиков».

Японский перехватчик Kawanishi N1K-J "Shiden"
Японский перехватчик Kawanishi N1K-J "Shiden"

Что касается немцев, то у них было только два типа одномоторных истребителей, которые «валили» как вражеские истребители, так и бомберы – «Мессершмитт» Bf-109 и «Фокке-Вульф» FW-190. Но для борьбы с последними они все же стремились использовать двухмоторный «Мессершмитт» Bf-110. В носовую часть такого тяжелого самолета можно было впихнуть более мощное вооружение, способное повреждать бомбардировщики противника на большой дальности.

Bell P-39 "Airacobra" - один из лучших истребителей Восточного фронта
Bell P-39 "Airacobra" - один из лучших истребителей Восточного фронта

Можно сколь угодно долго перечислять типы и виды самолетов, сравнивая их характеристики и споря насчет целесообразности их использования. Но при этом надо четко понимать, что каждый тип самолета обычно разрабатывается для конкретной цели.

Но бывает и несколько по-другому. Например, какой-то самолет, хорошо провоевавший в начале войны в одном качестве, к ее концу прекрасно служит в совершенно другом. Таким был тяжелый двухместный английский истребитель «Бофайтер», который начинал войну как перехватчик самолетов, а закончил ее как перехватчик кораблей (торпедоносец).

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Самые знаменитые боевые самолеты Второй Мировой войны

Трофейные «мессершмитты» с искусно замаскированным дефектом двигателя. Кто это сделал?

Куда пропали более 4000 истребителей P-39 «Аэрокобра», не отправленных в СССР и не попавших на Западный фронт?

Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro

Почему знаменитый японский истребитель Zero A6M так быстро устарел, несмотря на все усовершенствования?