Мне попался очень интересный материал, где один из редакторов австралийского издания “Drive” вспоминает о своем первом автомобиле. И его можно было бы пропустить, не придать никакого значения вкусовым предпочтениям какого-то там австралийца, если бы ни его автомобиль Lada Niva 1989 года, да еще и в исполнении Cabriolet. Как мне кажется, этим стоит поделиться с аудиторией.
Моим первым настоящим автомобилем была Lada Niva Cabriolet 1989 года выпуска, красного цвета с черной виниловой крышей, на серебристом литье BWA. Я говорю "настоящий", потому что есть одна история о темно-синем Holden Camira, который был куплен за 200 долларов у парня из ночного клуба Jooce в Рингвуде, где сделка не включала в себя никаких документов и подписей.
Тот факт, что автомобиль 1982 года сломался на следующий день, был второстепенным по сравнению с трезвым осознанием того, что Camira без документов, приобретенная у парня в футболке Triple J (прим.- австралийская радиостанция), не считается на 100% моей собственностью и вполне может принадлежать кому-то еще.
Машина была оставлена там же, где заглохла, на Рейнольдс Роуд в Темплстоу, и таинственным образом исчезла менее чем за сутки. Урок стоимостью 200 долларов был переведен в разряд редко рассказываемых историй из-за непонимания закона о сроках давности в штате Виктория. Мало ли что… А спустя примерно 18 месяцев, уже реальная покупка дала мне право на первую официальную регистрацию в VicRoads (прим. - управление дорожного движения штата Виктория), и начался путь к пожизненному владению Lada.
Меня часто спрашивают: откуда взялся мой интерес к Lada Niva? Почему у вполне разумного человека, слегка помешанного на автомобилях, возникла привязанность к этому внедорожнику, построенному в стране, которая на сегодняшний день прекратила свое существование?
Ответ, засевший глубоко в моем подсознании, пришел из телешоу под названием “Expedition Adam 84”, которое выходило на канале ABC в начале 1980-х годов. Дублированный на английский язык с чешского выпуск Návštěvníci (Гости) рассказывал о четырех путешественниках во времени, отправленных в 1984 год из 2484 года ради записных книжек, которые помогут будущему обществу переместить континенты на Земле, чтобы избежать удара метеорита. Ага.
Машина времени, предшествовавшая культовому Delorean DMC12, представляла собой Lada Niva, временами меняющая цвет. Как тебе такое, BMW iX?
Я мало что помню о самом шоу, но прекрасно помню машину. Было что-то в этом маленьком коренастом полноприводном автомобиле, что мне действительно нравилось, но я понял это только спустя более десяти лет.
Однажды днем в 1995 году, возвращаясь домой из университета, я увидел в витрине автосалона на Малверн Роуд то, что должно было стать моей первой машиной. Вид передка "Нивы", видимо, вызвал воспоминания, так как мне пришлось остановиться, чтобы рассмотреть поближе.
Ярко-красный внедорожник не был похож ни на один другой, который я видел, поскольку это был кабриолет, и он был великолепен. Переделанный в Порт-Мельбурне инженерной фирмой Питера Брока, Niva Cabrio был похож на Suzuki, сохранив массивную центральную стойку и верхнюю рамку, как элемент жесткости. Крыша снималась полностью вручную, с помощью направляющих и шпилек, а также ставшей меньше крышки багажника автомобиля в качестве механизма для фиксации на месте.
Suzuki Sierra был одним из самых крутых автомобилей, на которых можно было ездить в середине 90-х, но этот, на мой взгляд, отличался настолько, что просто был лучше. Сидя на широких шинах Pirelli Scorpion с белой окантовкой, Niva Cabrio просила P-наклейку (прим. - австралийский аналог восклицательного знака в России) и взывала к хорошему времяпрепровождению. Я этого и хотел.
К сожалению, моей подработки в Safeway (прим. - сеть супермаркетов) и сэкономленных в отпуске денег не хватало на покупку, тем не менее, у меня была цель к которой нужно было стремиться.
Проходили недели и каждый день я специально садился на трамвай, проходящий мимо салона, чтобы посмотреть, стоит ли машина. Некоторое время она была там, но потом исчезла. Недели превратились в месяцы, а “жучок” сидящий внутри так и не покидал меня.
В середине 1996 года мне захотелось большей автомобильной свободы, чем мог дать мамин Renault, и тогда я взял в руки библию того времени, Auto Supermarket, и ее внедорожный аналог, 4X4 Trader.
Я оставил кабриолет Niva в покое и искал доступный Sierra (в идеале - ширококолесный Samurai), но и Daihatsu Feroza тоже подходил. 90-е годы - это было то еще время.
Не помню в каком издании я нашел объявление, но после нескольких недель поиска "Сузуки" и даже тест-драйва Holden Drover, я не мог поверить своим глазам... Lada Niva Cabrio выставили на продажу. Она находилась у дилера Lada в Фокнере и мне нужно было попасть туда немедленно. После долгих уговоров отца мы оседлали Fairlane и отправились на смотрины.
Прошло почти два года с тех пор, как я видел ее на Малверн Роуд, но я знал, что это та же самая машина. Сейчас она была на обычных стальных дисках и российской резине, но у дилера был комплект литья все с той же Pirelli с ободком, что я видел раньше, который он мог поставить, чтобы продажа состоялась. Была только одна проблема: несмотря на весь ажиотаж, который я создал для этой машины в своем воображении, я никогда на ней не ездил и даже не представлял, во что ввязываюсь.
Выпущенная в 1977 году, а затем, по сути, брошенная на произвол судьбы, "Нива" является полноприводным автомобилем с интегрированной пониженной передачей и даже блокировкой центрального дифференциала. 1,6-литровый карбюраторный двигатель относился к Fiat 124 1972 года и выдавал всего 82 л.с. и 126 Нм момента. То, что ему не хватало в производительности, он компенсировал возможностями.
Водительское кресло было неудобным и трудно настраиваемым, а огромный длинный рычаг переключения передач был более эргономично расположен для пассажира - это результат неудовлетворительноого проектирования праворульных автомобилей.
Повсюду были примитивные переключатели, простые циферблаты и дешевая пластиковая отделка, но это было то, что я хотел от своей первой машины. Она уже не так блестела, как тогда, когда я увидел ее много месяцев назад, а пластиковое заднее стекло вообще выгорело на солнце. Но цена была согласована, она, кстати, стала приятнее, чем ранее, и в договор были включены полный бак топлива, ворсовый коврик для приборной панели, замена заднего стекла, а также итальянские 15-дюймовые литые диски BWA.
Отец не был уверен, что я принимаю разумное решение, но это было мое решение, а он хотел попасть домой, поэтому оставил задаток для подготовки и регистрации автомобиля, чтобы забрать его в следующую субботу.
Последующая неделя была самой длинной в моей жизни, а волнение от предстоящего получения моего собственного автомобиля затмило даже Рождественские праздники. Я помню, что едва мог поставить свою подпись, когда в пятницу днем пошел выписывать банковский чек.
Наступила суббота, остаток был выплачен и я последовал за папой домой, все еще не в силах осознать, чего же я достиг. Мама встретила нас с новеньким Melway (прим. - справочник улиц Мельбурна, штат Виктория) и свежим набором P-табличек в подарок. Первый день законного владения автомобилем не мог быть лучше.
Потом я поехал забрать друга, который записал новую кассету. Мы с трудом сняли крышу (много шпилек) и поехали по свежему зимнему воздуху к дому моей подруги под музыкальное сопровождение The Offspring, которые играли из пары дверных некачественных динамиков.
Ее отец закатил глаза и сказал, что я дурак, раз не купил Corolla, и продолжил рассказывать мне все известные ему шутки о Ладах, а девушка сказала, что сейчас слишком холодно, чтобы снимать крышу, и отказалась ехать.
Мне было все равно. Машина была несовершенна, безусловно, но я любил ее буквально до смерти, проехал на ней около 200 000 км за следующие 10 лет, пока двигатель не заклинило из-за пробитой прокладки ГБЦ. Вместо ремонта я решил ее продать, о чем жалею до сих пор. Вместе с ней были проданы и другие Лады, которые приобретались в процессе.
Сейчас у меня "Нива" номер шесть и я по-прежнему присматриваюсь к любым "Кабрио", которые могут появиться в продаже.
Нивы с откидным верхом всегда были редкостью, а сейчас они стали просто уникальными из-за поглощающей их ржавчины и общей деградации. Но если бы я мог снова испытать тот же восторг, когда впервые увидел красный Cabrio на Малверн Роуд, я бы приехал туда в мгновение ока!