Найти в Дзене
Киновед в штатском

Омерзительная десятка: Что еще посмотреть, если понравилась "Субстанция"

Оглавление

Вам понравилась "Субстанция"?! У меня для вас плохие новости – с вами... всё в порядке! Нет ничего ужасного в том, чтобы получать удовольствие от просмотра хорроров в принципе и от данной конкретной картины в частности, многие психологи даже уверяют, что подобные переживания идут на пользу организму. Просто важно не забывать, что антураж фильма ужасов – это лишь фон для погружения в более серьезные темы. За мучениями героев "Субстанции" и фонтанами крови в финале нужно уметь разглядеть тревогу автора, вызванную доминирующим в современном обществе культом красоты и молодости. И чтобы закрепить умение видеть в боди-хоррорах нечто большее, чем фарш и ливер, предлагаю ознакомиться с некоторыми иными лентами этого жанра.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Сочетание кровавых мучений, черного юмора и социальных высказываний делает "Субстанцию" ярким, но отнюдь не единственным в своем роде явлением. Разумеется, прежде всего, картина Корали Фаржа отсылает нас к классике Дэвида Кроненберга, режиссера, который с 1970-х испытывает на прочность желудки и вестибулярный аппарат зрителей. История трансформаций человеческого тела и разума полна впечатляющих страниц – я подобрал для вас еще десяток картин, многие из которых вызывают стойкое чувство отвращения, но оторваться от них нет решительно никаких сил. Итак, погружаемся в самые отвратительные топи ужастиков...

-3

"Месть" (2017)

Начнем с несколько неожиданной картины. За впечатляющей визуальной составляющей "Субстанции" скрывается филигранная режиссура, пронизывающая зрителя до мозга костей, поэтому имеет смысл обратить свое внимание на другие работы Корали Фаржа. И прежде всего, на ставший культовым триллер "Месть", в котором постановщица пробует некоторые приемы, позже успешно реализованные в ее фильме 2024 года. Главная героиня "Мести" отправляется с парнем на отдых, но оказывается жертвой насилия и пыток. Когда же девушка выживает после того, как ее бросили умирать, она возвращается для возмездия. Пусть жанрово "Месть" и "Субстанция" отличаются, объединяет их одно – кровь, кровь и еще раз кровь.

-4

"Бабадук" (2014)

Психологический хоррор австралийской постановщицы Дженнифер Кент "Бабадук" кажется максимально далеким от "Субстанции", однако две картины имеют важную параллель для тех, кто пытается смотреть вглубь. В "Бабадуке", рассказывающем о матери и ребенке, сражающихся с таинственным демоном из детской книжки-страшилки, совсем нет крови, насилие приглушено до минимума, а страхи не выпячиваются на первый план, скрываясь в тенях и за закрытыми дверями. Но по сути оба фильма рассказывают об одном – о монстре, который прячется внутри нас, чтобы однажды вырваться и устроить дебош. Только у героини "Субстанции" демон порожден завистью и ненавистью к себе, а у ведущего женского персонажа "Бабадука" – горечью утраты.

-5

"Связанные насмерть" (1988)

Разумеется, без бутылочки Кроненберга мы не обойдемся, ведь сложно избежать сравнения "Субстанции" с одним из ярчайших фильмов мастера ужасов – "Связанные насмерть". В этой картине сочетаются крайне натуралистичные сцены хирургического вмешательства в тела пациенток и сексуальная жизнь извращенной пары докторов-близнецов в исполнении Джереми Айронса. Раздвоенная сюжетная линия также весьма похожа на двойную историю Элизабет и Сью. Кстати, если кино из 1980-х вам кажется слишком старомодным, можно попробовать сериал-ремейк с Рэйчел Вайс в роли двух роковых красоток, скрывающих кровавые тайны.

-6

"Смерть ей к лицу" (1992)

Отвратительные сцены рождения и подкормки клона в "Субстанции" кажутся вам чрезмерными? Что же, возможно, имеет смысл понизить градус и переключиться, например, на черную комедию Роберта Земекиса "Смерть ей к лицу". Две героини этой ленты сражаются за любовь одного мужчины, и эта конкурентная борьба приводит к непредсказуемым последствиям – дамы в исполнении Мерил Стрип и Голди Хоун обретают бессмертие, потеряв при этом человеческий облик. Как и в случае "Субстанции", у Земекиса персонажи одержимы своим внешним видом, они "повернуты" на красоте и молодости. И да, для них эта гонка тоже заканчивается поражением.

-7

"Маленький магазинчик ужасов" (1986)

С "Маленьким магазинчиком ужасов" Фрэнка Оза "Субстанцию" связывают сразу несколько аспектов – это мрачные картины, главные герои которых получают в свое распоряжение таинственный объект, способный не просто изменить их жизнь, но и привлечь внимание, славу, богатство. И хотя зрителю очевидно, что ничем хорошим такое приключение кончиться не может, герои очертя голову бросаются использовать предоставленные возможности по максимуму. "Магазинчик ужасов" смотрится легковеснее только по той причине, что формально это мюзикл, переместившийся на экраны с бродвейских подмостков. Но в остальном картины близки сатирическим представлением о богатстве и славе.

-8

"Титан" (2021)

В новом столетии боди-хорроры практически исчезли с больших экранов, уступив в конкурентной борьбе иным способам напугать зрителя, но отдельным проектам всё же удавалось время от времени напомнить о том, к каким ужасным последствиям может привести вмешательство в физику телесного. Три года назад такой лентой стал французский "Титан", история девушки-убийцы с металлической пластиной в голове, установленной после страшной автокатастрофы. Картина странная, пугающая, изобилующая откровенными сценами, вгоняющими в краску, и явно выходящая за пределы мейнстрима. С "Субстанцией" "Титан" связывает не только жанр, но и признание критиков – картина 2021 года стала триумфатором Канн и заработала множество иных призов.

-9

"Род мужской" (2022)

Автор "Аннигиляции" и "Падения империи" режиссер Алекс Гарленд со своим хоррором "Род мужской" не нашел понимания у массового зрителя. И не случайно – слишком метафоричным получилось его высказывание в противовес физическому и телесному ужасу, показанному в кадре. Главная героиня картины прячется от психических проблем, возникших после гибели супруга, в глухой английской деревушке. Тихая гавань неожиданно обретает зловещую атмосферу, когда обнаруживается, что все жители в городке имеют одно и то же лицо. Как и Фаржа, Гарленд с удовольствием демонстрирует чудовищные телесные трансформации и намеренно придает персонажам гротескные черты. Вдобавок ленты построены на внутренних страхах и сомнениях главных героинь, так что параллель очевидна.

-10

"Чужой" (1979)

Психосексуальные телесные ужасы с женщиной в качестве ведущего персонажа? Ничего лучше "Чужого" в этой отрасли не придумали! Фильм Ридли Скотта и спустя почти полвека после премьеры остается одним из лучших фантастических хорроров в истории кино, а его значение для индустрии невозможно переоценить. Сцена первого появления грудолома, как и гибель Эша – классика боди-хоррора. Да и сам ксеноморф – это же буквально отрицание всего, что создала природа, вывернутое наизнанку существо с двойными челюстями и кислотой вместо крови. Казалось бы, космос и страх смерти невероятно далеки от красоток, ведущих утреннюю гимнастику, но "Чужой" запросто может дать фору "Субстанции" в плане скрытой сексуальной энергетики.

-11

"Видеодром" (1983)

Ну, и как же без двух главных картин мэтра боди-хоррора – галерея не будет полной без "Видеодрома" и "Мухи". Первый рассказывает о директоре небольшого телеканала, который случайно ловит пугающую трансляцию с демонстрацией насилия и убийств. Ужасающее видео захватывает внимание мужчины, и очень скоро он становится одержим поисками источника сигнала зловещего бродкастинга. Попутно разум и тело героя претерпевают изменения, уводя персонаж Джеймса Вудс всё дальше от человеческого в направлении чего-то сверхъестественного. И снова необходимо отметить, что трансформация в этом фильме является отражением борьбы героя за славу и признание – это ключевая тема жанра.

-12

"Муха" (1986)

И, наконец, "Муха" – идеальное продолжение "банкета", начатого "Субстанцией". Культовая картина рассказывает об ученом, работающим над устройством телепортации. Когда дело доходит до решающего эксперимента, вместе с человеком внутри камеры отправки оказывается насекомое, и на выходе два ДНК "скрещиваются". Генетические изменения проявляются не сразу, но по мере проникновения одних клеток в другие ученый начинает меняться – и не в лучшую сторону. Остались под впечатлением рождения клона из тела Элизабет в "Субстанции"? О... Тогда вас точно впечатлит финальное преображение персонажа Джеффа Голдблюма в "Мухе" – недаром итоговая сущность, возникшая в результате противоестественного вмешательства в природу вещей, до сих пор пугает до дрожи.

-13

Безусловно, "пыточного порно", как часто называют боди-хорроры, снято гораздо больше, и приведенный выше список легко можно продолжить такими картинами как "Нечто", "Слизняк" или "Сырое". Однако, если после "Субстанции" и еще десяти картин вас снова тянет на "человечинку", впору задуматься, не повредил ли просмотр ужастиков ваш рассудок. Это, конечно, шутка – кино не имеет над вами власти большей, чем вы ему позволяете, а следовательно, достаточно немного здравого смысла, и ваши демоны так и останутся спрятанными глубоко внутри. До выхода нового фильма ужасов с невероятными трансформациями тел и душ...

-14

Оставляю вас в этом тревожном напряжении и переключаюсь на другие темы – мне и без хорроров есть о чем написать. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, тогда вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, соблюдайте рекомендации специалистов, и...

-15

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: