«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» Святое Евангелие от Матфея 27:54
Лонгин Сотник, был, как можно понять из его прозвания - сотником, то есть, командовал сотней. На латыни, это слово звучало как центурион или кентурион. Именно он, традиционно отождествляется с неназванным по имени воином, описанном в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна.
Согласно церковному преданию, Лонгин был тем, кто пронзил копьем рёбра распятого Иисуса Христа и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
Служил он при Понтии Пилате, фигуре неоднозначной и противоречивой. В служебных обязанностях Лонгина, по всей видимости, был надзор за узниками содержавшимися в иерусалимской тюрьме и осуществление казней и бичеваний.
Лонгин был приставлен со своими воинами при распятии Иисуса Христа. Став свидетелем тех чудес, бывших при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, сотник Лонгин уверовал, что Христос есть Сын Божий.
Об этом событии Божественный евангелист Матфей говорит так: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий».
Он был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе.
Когда же Господь воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас, тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем.
Архиереи и старейшины, решили подкупить воинов деньгами, чтобы те солгали о сем событии и всем рассказали, что пока они спали, пришли ученики Иисуса и тайно вынесли Его тело.
Церковное предание и житие святого, сообщают нам, что Лонгин и два его товарища денег не взяли, но стали проповедовать меж людей о чуде Воскресения Христова и ничего не утаили от народа.
За их свидетельство, иудеи воздвигли свой гнев на Лонгина и искали повода арестовать его. Но не могли на это решиться, зная, что он был старым, уважаемым воином да к тому же, известным самому императору Тиберию.
Зная, что замыслили против него, Лонгин решил покинуть службу и отказаться от всех своих привилегий, которые давало его положение, принял крещение от святых апостолов и вернутся на свою родину, в Каппадокию (современная Турция). С ним ушли и два его сослуживца, так же бывшие свидетелями всех чудес Господа.
Сам факт ухода со службы, а не бегство с неё, даёт нам право полагать, что Лонгин был не просто заслуженным воином, но и ветераном, отслужившим более 25 лет в легионе. Ведь именно такой срок службы, давал право оставить её. Впрочем, это всего лишь мои домыслы.
Придя в свои родные земли, Лонгин стал проповедовать Христа и многих обратил в веру. Вёл жизнь святую в посте, труде и молитве.
О Святом стало известно в Иерусалиме. Возмущенные иудеи обратились к Понтию Пилату, принеся ему богатые дары, стали просить его, чтобы он написал письмо кесарю в Рим о том, что Лонгин проповедует в Каппадокии другого царя и тем самым волнует народ.
Пилат внял просьбам, и письмо, с богатым подношением от старейшин, было доставлено к императору.
Лонгину и его спутникам был вынесен смертный приговор, на его розыск были отправлены слуги кесаря. Но Провидение уже открыло святому о венце мученичества, уготованному ему.
Прибыл в селение, где жил сотник, палачи стали искать его. Но Лонгин нашёл их раньше, решив не открывать им, что он и есть тот, кого ищут они, пока не позвал своих товарищей.
Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним навстречу и, поцеловав, обнял их и сказал:
– Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную Бога, и насытимся лицезрением славы Его.
После этого, он сообщил своим убийцам, что он тот, кого ищут они. Пораженные таким бесстрашием и верой, они предложили ему бежать и обещали не трогать его и друзей его.
Но Лонгин понуждал исполнить повеленное, сказав при сем:
– Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть.
Казнив его и бывших при нём товарищей, воины привезли голову Лонгина Сотника в Иерусалим и показали её Пилату и иудеями.
Тот, приказал выбросить голову за городом, в мусорную яму, где спустя время, она, сохраненная в нетлении, была обретена слепой вдовой посланной Богом. Женщина положила главу мученика в один ковчег с телом своего умершего сына и затем возвратилась к себе домой, прославляя и восхваляя Бога. Достигнув своего отечества, она похоронила на честном месте тело своего сына и главу мученика:
– Теперь я знаю, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест – знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: «воистину Божий Сын сей был» и есть и будет. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь
В православии день памяти Священномученика Лонгина, отмечается 29 октября по новому стилю
Священномученик Лонгин Сотник, моли Бога о нас.
Благодарю за внимание. Ευχαριστώ.
Источники:
- От Матфея Святое Благовествование;
- От Марка Святое Благовествование;
- От Иоанна Святое Благовествование;
- Житие Священномученика Лонгина. Исихий Иерусалимский;
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского.