The Guardian пишет, что проект по поддержке беженцев из Украины, по которому страна приняла более 100 000 человек, находится под угрозой краха.
Программа была составлена на шестимесячный срок, а конфликт продолжается уже девять месяцев. Это означает, что поддержка семей может внезапно прекратиться без каких-либо альтернатив.
К середине октября этого года почти у трети перемещенных украинских семей подходил к концу срок их пребывания. Когда размещение закончилось, местные и центральные чиновники сказали многим перемещенным украинцам, что они должны искать новое жилье на местном рынке частного жилья, прекрасно понимая, что агентства по сдаче в аренду требуют безопасности и кредитных историй, которые люди не смогут обеспечить.
Иногда местные власти признают проблему и решают ее. Совет Уилтшира заявляет, что внесет залог и арендную плату за первый месяц для перемещенных украинцев, нуждающихся в новом жилье, если они смогут найти жилье по доступным ценам. Городской совет Бристоля предлагает гарантию арендной платы домовладельцам, которые сдают жилье украинцам, а также выплату благодарности в размере 1000 фунтов стерлингов. Но чиновники не везде оказывают такую помощь, что привело к неизбежным вопросам о том, куда пошло финансирование, полученным от центрального правительства для поддержки украинцев в их районе.
В некоторых регионах образовавшуюся брешь восполнили группы добровольцев, помогающие прибывшим из Украины и принимающим их семьям ассимилироваться и преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются.
Языковой барьер — не единственное препятствие, с которым столкнулись украинцы-переселенцы при поиске работы. Рассеивание вновь прибывших по стране имело положительный эффект, заключающийся в том, что они распределялись по многим общинам, а не создавали анклавы в крупных городах. Но это также означает, что многие оказываются в сельской местности, где единственным реальным средством доступа к работе, магазинам или услугам является автомобиль, который часто слишком дорог.
Большинство приехавших по схеме украинок – это женщины с детьми. Услуги по уходу за детьми, даже там, где они доступны, часто непомерно дороги и исключают работу на полный рабочий день.
Украинских детей должны были обеспечить школьными местами, но это тоже была лотерея. Некоторые небольшие местные школы приложили огромные усилия, чтобы принять и разместить своих гостей. В других районах дети ждут месяцами, пока одна школа за другой отказывается предоставить им место, а родители и их хозяева борются с негибкой и безразличной местной бюрократией. Опять же, было выделено финансирование – до 8 755 фунтов стерлингов на каждого ребенка школьного возраста специально для покрытия школьных мест сверх 10 500 фунтов стерлингов на человека, выделенных на другие формы поддержки.
Хозяева жилья также получают ежемесячный платеж, предназначенный для покрытия расходов. Министр по делам беженцев признал, что этого совершенно недостаточно и удерживает хозяев от регистрации. Это одна из причин, по которой новые хозяева появляются гораздо медленнее, чем в начале работы программы, что еще больше затрудняет поиск вариантов для семей, чьи договоренности о размещении подошли к концу.
Центральное правительство, похоже, считает, что его работа выполнена, и возлагает бремя обеспечения работы системы на плечи местных властей и добровольческих групп.
Возникающие проблемы вынуждают часть беженцев отказаться от Великобритании, предпочитая рискнуть, вернувшись домой под возможные обстрелы или прямо в зону боевых действий.