Найти тему
Жизнь советского человека

Он выжил в первые часы войны, сумел выйти из окружения и воевал против фашистов до Берлина. Фронтовые испытания командира Панова

За его плечами всего 3 класса церковно-приходской школы, но невероятный опыт гражданской войны. Уже с 1919 года красноармеец Николай Панов громил банды басмачей и махновцев. В 1932 году его героический эскадрон схватился с самой жестокой басмаческой бандой Ораз–Гельды–Хана. Почувствовав, что проигрывают, бандиты стали уходить в пески Кара-Кумов. Но красноармейцы пошли до конца, и банду уничтожили полностью. Командир, Николай Иванович, был награждён высшей наградой кавалеристов – Почётной именной шашкой. За всю историю СССР кроме него таких было всего 20 человек.

На начало июня 1941 года Панов занимал должность начальника штаба 215–й моторизованной стрелковой дивизии 22–го механизированного корпуса 5–й армии. Базировались в городе Ровно. Именно эта армия первой встала на пути немецких захватчиков.

Колонны вермахта в первые дни войны
Колонны вермахта в первые дни войны

Это был настоящий ад. Танки столкнулись с танками, на наших пехотинцев накатывались всё новые орды немецких солдат. Боеприпасы и горючее в банках быстро кончилось. Но люди продолжали стоять насмерть. На протяжении многих километров вдоль шоссе уже лежали тысячи тел и горы искорёженного металла.

С патронами становилось всё хуже и хуже. Когда наступила ночь, живые вышли собирать патроны у павших и начали окапываться. 23 июня в воздухе появилась армада вражеских самолётов. Специально снижаясь до сотни метров, они расстреливали тех, кто был в окопах. В попытке укрыться Николай вместе с командиром дивизии успели забраться в ближайший подбитый танк и благодаря этому выжили.

Тогда повезло немногим. Но положение оказалось безвыходным – не было ни оружия, ни связи. И в этот критический момент на выручку появился корпус Рокоссовского. Немцев отбросили на 14 км и спасли 215-ю дивизию от полного уничтожения.

Дальше была оборона Киева и окружение 5 армии в районе Чернигова. Николай Иванович, не видя рядом вышестоящих командиров, взял на себя командование оставшимися в живых людьми, чтобы организованно постараться вырваться из окружения. Через 28 дней ему удалось вывести группу бойцов к своим.

Под Киевом, 1941 год
Под Киевом, 1941 год

К июню следующего года Панов уже в Воронеже, начальник учебного центра Юго-Западного фронта. От командования приходит шифровка – принять любые меры, чтобы не допустить захват города немцами. При этом в Воронеже нет ни одной боевой части, только курсанты с учебным оружием.

Всего за одну ночь Панов формирует из офицеров, курсантов и обслуживающего персонала училищ 2 группы батальона. С автоматами, винтовками, несколькими пулемётами и минимальным запасом гранат им предстояло стоять против пушек и танков гитлеровцев.

Как позднее выяснится, на Воронеж шла известная в рейхе дивизия, в которой ещё в Первую мировую войну служил сам Гитлер. Захватчики рассчитывали взять город быстро. Но неожиданно упёрлись в ожесточённую оборону. Немцы бомбили город сотнями самолётов. Сам Панов оставался в городе вместе с сыном. Но это никак не повлияло на его решимость обороняться до последней возможности.

Бои шли трое суток. На отдельных участках доходило до рукопашных схваток. На четвёртый день пришла шифровка – выводить из города оставшихся в живых курсантов, подходит помощь. В это время Панов и получил ранение в голову. Николая Ивановича вывезли в госпиталь, в Балашов.

Бой на улицах Воронежа
Бой на улицах Воронежа

Когда Панов подлечился, его взял к себе в штаб Рокоссовский, отвечать за боевую подготовку. В этом качестве Николай Иванович принимал участие в разработке и непосредственном осуществлении операции «Багратион» в Белоруссии.

Ко времени взятия Берлина Панов уже замещал командира дивизии. К 1 мая, как обещал Жуков Сталину, взять столицу рейха не удалось. Посылать людей напролом, когда война уже на исходе Панову не хотелось. Он попросил хотя бы десяток танков. И тогда наступление началось.

2 мая наши были уже в Берлине. Несколько дней шли бои в городе. И вдруг однажды к Николаю Ивановичу прибежал связной. Говорит: «Приказ – прекратить огонь». Панов запросил по рации дивизию, почему? И услышал: «Победа!».

В руках у волонтёра фотография Николая Ивановича Панова, напротив девочек в кресле его сын Даль Николаевич. Фото 2018 года
В руках у волонтёра фотография Николая Ивановича Панова, напротив девочек в кресле его сын Даль Николаевич. Фото 2018 года

За годы войны Николай Иванович Панов был награждён девятью орденами, включая три – Боевого Красного Знамени. В копилке его военной гордости ещё и 20 медалей.

В последние годы жизни фронтовик работал над книгой воспоминаний, но закончить её не успел. Дело отца продолжил его сын и довёл книгу до публикации. В память об отце и тех, кто воевал с ним рядом начиная с первых, самых страшных месяцев войны.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.