Найти тему
PSYCHOHORNE

Психологический разбор сериала "Крах"/"Падение" (The fall) 2013-2016

Мрачный, глубокий сериал

С психологической точки зрения выверен, интересен. Почему концовка не дурацкая, а катарсис психологической картины? Какие полезные знания можно приобрести из него, зная психологию? И как изменится ваш взгляд, после прочтения разбора?

  • Открывая рецензию к сериалу:

Обычно только в конце ты узнаешь кто убийца, здесь же он является центром, героем. Ты словно проникаешься и очаровываешься. Красивый парень и примерный семьянин, на которого бы никто и не подумал ничего плохого. Словно проживаешь жизнь от лица персонажа Джейми, что только больше с ним сближает.

По сути мы наблюдаем за прогрессией болезни, психической жизни человека, пережившего жесточайшее насилие и ее логического завершения, и повествование свое сериал начинает с ее кульминационной точки.

Это пугает какие привелегии имеют красивые люди, здорово, если они при этом добропорядочные, ну а если нет... Мозг как будто не готов это в полной мере распознавать.

Когда мы видим кого-то такого он словно говорит "нет, нет, такого не может быть" какой красивый, добропорядочный человек, мы хотим продолжить род. Этот трюк проходит в большей степени с противоположным нам полом. Возьми мы красивую, скромную женщину с семьей, ни один мужчина бы тоже не подумал ничего плохого.

Это не "Основной инстинкт". Здесь герой хоть и красив, но сдержан.

Самый показательный эпизод, где он едет с девушкой в поезде и видит газету со своим фотороботом. Его вопросы кажутся ей странными, но ее мозг под властью стереотипов и красоты спутника делает сальто.

  • Характеры героев

С другой стороны, смотря на всех персонажей - они жалки, каждый в своем. Даже самые харизматичные, как Пол Спектр и Стела Гибсон. Не идеальные, настоящие люди. Он не идеальный монстр, а она не святая.

Здесь очень ярко видна тема расчеловечивания (по сути оно и есть убийство и далеко не всегда физическое) и очеловечивания. Морально тоже можно умирать и воскрешаться, морально можно убивать и возвращать к жизни.

По сути Пол морально убивает Кэти призывая ее к насилию. А в конце третьего сезона Стела пытается вернуть ее к жизни, возвращая ей человеческую сторону и власть за свою жизнь, рассказывая о своих переживаниях и о том, что ее жертва напрасна, ради человека, который даже не думает про нее.

  • Эдипов комплекс

Идущий лейтмотивом, что у Пола, что у его дочери, у Стелы и у Кэти.

*понятие, введённое Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола.

Задача двоих родителей дать понять, что они любят друг друга и они пара и ни один из них не принадлежит ребенку, а ребенок найдет себе кого-то так же (сексуально) любимого когда вырастет.

Отсюда и инцестуозные семьи. Когда двое родителей не ладят друг с другом или один умирает, уходит из семьи, то невольно, подсознательно пара создается с ребенком; не в прямом смысле (но может случиться, что и в прямом), но гиперопека, вмешивание в жизнь и гиперконтроль, часть обязанностей отсутствующего родителя, которая возлагается на ребенка. Отсюда у ребенка могут быть сексуальные сны с одним из родителем, которых он может пугаться.

Что и произошло с Полом. Он спал с мамой в одной кровати.. Какую базу поведения он учил с мамой, что не смог потом защитить себя в детском доме. Значит, там тоже принуждение и неумение отказать было нормой. Наша психика может так много подавлять, чтобы нас защитить, что мы можем забывать такое и заменять их на приемлимое, но к этому мы еще вернемся.

Словесно нападая на Стелу в перепалке между ними двоими, он говорит, что она желает своего отца, хоть и скрывает это от самой себя.

Итак Эдипов комплекс

В сериале есть очень правильный эпизод где дочь Пола говорит Салли его жене и своей маме :

- Я хочу быть с папой.

На что мама ей отвечает, что папа уже ее муж.

Тогда девочка говорит, но вы же не вместе, он тебе не нужен.

А мама ей говорит, когда ты вырастишь ты найдешь кого-то для себя похожего на папу, но не папу, которого будешь любить, а он полюбит тебя.

Теперь немного о комплексе Электры.

Стела Гибсон болезненно привязанная в своей любви к своему отцу, который умер, когда ей было уже 40. Про маму ничего не говорится. На лицо здесь инцестуозная, о которой говорилось выше, привязанность.

Невозможность найти пару все время сравнивая со своим "идеальным отцом", она остается старой, нелюбимой по-настоящему, (так как и сама носит маску идеальной и никого не пускает узнать ее настоящей, со слабостями) остается бездетной железной леди, где карьера ее детище, в которое она агрессивно вгрызается доходя до любых трюков гиперопеки результата.

И Кэти, чей Эдипов комплекс перепроектировался на любовь к Полу Спектру до абсолютизированной зависимости.

Здоровая часть в ее любви есть, где она видит и открыта увидеть Спектра настоящим, готова его принять и любить и идти вместе.

Что касается жены Пола Салли, то она словно Ева, первая женщина. Невинная, доверчивая и глупая, но не безнадежно, она просто еще многого не видела в мире. Любящая мать, но эмоционально изолированная и потому не особенно замечает того, что происходит не во внешнем, ни во внутреннем мире.

Идеально, чтобы не замечать двойную жизнь своего мужа.

На мой взгляд, вопиющих зверей нам не преподносят, кроме разве что директора детского дома, который если и был когда-то человеком, то ничего внутри там от него не осталось.

Даже Пол еще не зверь, есть дочь по отношению к которой он говорит верные слова. В терапии детей алкоголиков, наркоманов и детей переживших насилие просят поделить личность своего родителя на здоровую и нездоровую и выписать, что несла каждая из этих частей в себе, чтобы взять только лучшее. Психика ребенка не может это сделать, для нее родитель это авторитет. Это хорошее упражнение для осознания.

Поэтому, даже если Пол и стал плохим человеком в подавляющей степени, его установки и то, как он проявляет к ней любовь - правильные, для будущей здоровой психики его дочери. Да, он болен, как больны зависимые люди, а он является зависимым. Но здесь у него еще есть остаток здоровой части, которая может дать от себя самое хорошее этому миру и свою любовь, пусть хотя бы одному человеку. Хотя, в целом, на протяжении фильма доброту к другим людям он проявляет, на сколько это в его силах. Защитив женщину от насилия мужа, семейную терапию которой он вел. Даже с той же Кэти сексуально его провоцирующей, он держится до предела и даже когда уже все потеряно - делай что хочешь, он так и не воспользовался ей, чтобы с ней переспать по-настоящему, зная, что ей всего 16. Его человек борится со зверем в нем.

Как стать зверем?

Даже если человек, как, допустим, Тед Банди, которым вдохновлялся Джейми для свой роли главного героя, в предсмертном интервью говорит, что он рос в любящей семье, это еще не значит что так оно и было.

Функция нашего мозга - это защитить нас и обеспечить выживаймость. Поэтому не стоит настаивать на своих и вскрывать чужие убеждения и воспоминания принуждением, возможно, они сохраняют психику человека от самоубийства, что и случилось в фильме в 3ем сезоне, когда Стелла рассказывает ему, что Пол был любимчиком и симпатягой насильника педофила целый год.

Весь его гнев за те года пережитого насилия, от которого он не мог себя защитить, выливаются на Стелу в виде агрессии, а потом и в аутоагрессию (на самого себя) в виде самоубийства. Поэтому с точки зрения психологии концовка идеальна, потому что она вскрыла его главное воспоминание, которое защищало его от самоубийства, но пока не было осознано в полной мере влияло на его жизнь в виде его больного проявления вовне. На самом деле самоубийство сделало его человечным, так как это значит, что он начал чувствовать все отчаяние и боль, которое сдерживал.

Побег

Собирался ли он бежать? Нет. Он мог бы? Да. Но: Куда ему бежать? Куда ему бежать от своих воспоминаний?

Только в самозабвение, чтобы не помнить этого ужаса, о котором ему напомнили, хотя все эти года психика так рьяно оберегала и защищала его от этих переживаний.

Когда ребенок или человек взрослый живет в условия жестокости, моральной или физической, силы на мыслительные процессы не затрачиваются, весь ресурс идет на выживание, за процесс которого отвечает гипоталамус. Сон, голод, агрессия (бей или беги), размножение, нервная система все базовые чувства для выживания здесь.

И потому, когда стресс тянется долгое время и, может, даже увеличивается в прогрессии, в том числе за счет накопленной агрессии в невозможности повлиять на превосходящие силы (особенно когда это ребенок), то способность мыслить другими отделами мозга тихонько атрофируется и человек мыслит лишь рефлексами удовлетворения своих потребностей. Поэтому не могут уже ничего контролировать и эмоционально тупеют, даже если когда-то и умели это делать.

По этой же причине зачастую преступники, даже будучи не прямо красавцами могут быть очень обаятельными и привлечь сексуально, так как их организм источает гормоны, которые отчаяно хотят жить и размножится.

Так вот эта звериность это отход к базовым рефлексам выживания и эмоциональное отупение, это единственный способ организма сохранить себя - иначе смерть.

  • Почему Спектр напал на Стеллу - потому, что во-первых она напомнила ему о той агрессии, которую он сдерживал все те годы принуждения, а это невероятно страшно, от невыносимости переживаний которых его защищала психика, тем же отрицанием и замещением, где он придумал и, правда, самозабвенно верил, что он не мылся и вонял, поэтому его никто не трогал;

но она напомнила и сделала это жестко, она его расчеловечила, унизила. Сказав, что хотела, чтобы он вернулся к жизни, чтобы понести страдания за то, что причинил, она желает ему еще боли, которую он итак не в силах выносить, настолько, что прилагает невероятные усилия, чтобы вытеснить любые воспоминания о том, что он был "любимчиком", чтобы прибегать к разрядке при помощи убийств и извращений. Желая ему страданий, она такой же жестокий насильник, только морально. А Спектр физически потому, что у него нет доступа к эмоциям. Его гипотолламус давно в режиме бей или беги. И в данном случае он сильнее и выбирает бить.

"Издевайся всю жизнь над мальчиком и он будет издеваться над другими. Издевайся над девочкой и она будет издеваться над собой."

Такова природа стереотипов - женщинам в обществе возбраняется злиться, а мальчикам плакать. Поэтому девочки вырастают плачущие жертвы с аутоагрессией (направленной на себя) (например, пирсинг, который делает Кэти быстро, даже не чувствуя боли, самопорезы, жертвенность во имя любви).

Где внешняя агрессия, умение себя ценить, защитить сбалансировала бы женскую жертвенность.

На другой чаше весов - Пол, мужчина, который не плачет, кремень, все насилие детства подавил, но внешней агрессией уже не владеет.

В конечном счете нет романтизации ни преступника, ни правосудия. Есть люди.

"тот, кто любит не познает смерти" - написано на банкноте Пола.

Это очень глубокая фраза. Если ты умеешь любить, то ты видел и чувствовал это по отношению к себе. Если видел и чувствовал, значит морально крепок и психически здоров, а значит не думал о самоубийстве и психически не умирал. А умирая физически не был в отчаянии.

Еще очень интересные вещи говорит похищенная Роуз Стаг. Она говорит, что ты можешь меня убить, но ты никогда не отнимешь мою любовь к детям, к мужу. Это очень сильная позиция и это не дает по сути ее расчеловечить, а значит убить, пусть и не физически, но морально, прежде всего в себе, но другому не дав от себя отмахнуться, как от бездушного предмета. Это как декларация стихов перед расстрелом - она дает понять я человек, я живая, я чувствую. Это очень важный эпизод силы, самоуважения перед лицом смерти.

Кто достоин любви, а кто нет? Какой ребенок достоин ее получить? И откуда берет рождение нелюбовь?

Кто причинял боль маме Спектра, чтобы она не любила и причиняла вред ему и себе, сформировав базу для того, чтобы он позволял насилие над собой? Кто этому человеку причинял боль? В какой момент любовь уже не может спасти? В какой момент страданий настолько много, что тебя перекрывает?

Чтобы было с ним не попади он, пусть и на короткий период, но в любящую семью?

В этом сериале большая площадь для размышлений и для отсутствия осуждения к кому бы то ни было из героев.

Для меня этот сериал стал попыткой возвышения человека над своими страданиями, которые превращали его в зверя, но где интенсивность и сила оных оказалось превосходящей.

Очень глубокий психологически сериал, но чтобы его понять нужна обширная база знаний в области психоанализа. Много всего хотелось добавить, но пусть это будет короткий трактат, оставляющий воздух для дыхания размышлений.