Все знают картину "баскака" художника Сергея Иванова из школьного учебника. Для многих поколений учеников он стал символом грозного завоевателя, покорившего Древнюю Русь на протяжении двух с половиной веков.
Говоря о баскаках и бесерменах, близких к ним по функциям, необходимо согласовать терминологию. Здесь мы уже не используем термин" монгольское "или" монголо-татарское " иго на Руси, так как факт присутствия монголов в Древней Руси никоим образом не подтвержден. Сами русские называли доминирующее племя того времени татарами. Однако изначально татары были племенем монголов, но позже это название в русском языке полностью перешло к тюркским народам.
Русские называли монголов монголами и впервые встретили их только в конце XVI века при Иване Грозном, прибывшем в свою страну. Никаких ассоциаций с "татарским игом", которые закончились, согласно учебникам, менее ста лет назад, мунгалы не бросали вызов русским. Современные генетические исследования подтверждают, что монголов на Руси не было. Они не получили это.
Таким образом, период, известный в истории России 1237.do 1480. год, можно с изрядной долей условности назвать "татарским игом", а еще лучше – Ордой (по названию государства), но не Монгольской. Хотя само понятие" ига", впервые использованное иностранным польским историком Яном Длугошем в 1480 году.годы, а в русском языке появились не ранее начала XIX века, весьма противоречивы по отношению к этому периоду.
Баскаки
После того, как князь Александр Невский, захватив с помощью татарских отрядов верховную власть на Руси, заключил тесный государственный союз с татарским ханом Сартаком (кстати, христианином), на Русь прибыли "баскаки". Их задачей было провести общую перепись всего населения России с целью уплаты государственного налога или почестей.
Данью в Древней Руси в основном называли любой налог, уплаченный в Государственное казначейство.
Во Владимире рядом с великим князем сидел "великий баскак". Баскак был уполномоченным представителем правительства хана. Но в вопросах внутренней администрации он действовал совместно с великим князем. Русский русский "другач", то есть второй представитель высшей власти, друг русского великого князя, является искажением его второго имени" даругач", которым был искажен русский" другач", то есть еще один представитель высшей власти, друг русского великого князя. Баски малых орденов назначались в подчиненные княжества.
Мы мало знаем о количестве списков. Это был неслыханный прецедент для подсчета сельского населения огромной России, разбросанной по лесам и болотам. Если эта работа проводилась, то она опережала свое время на несколько веков и демонстрирует высокое развитие государственного управления Великой Орды. Учитывая, что эта власть отняла у Китая многое, такое развитие событий вполне возможно. Но, скорее всего, переписи подвергается только городское население-1-2% от общей численности населения России. Священство освобождается от уплаты почестей.
"Угнетение Басков" в наше время было не таким страшным, как об этом писали некоторые историки. Баскаки взяли десятую часть заявленного дохода. Бедные платили минимальный подушный налог (в результате часто возникало недовольство, как в Новгороде в 1257 году.годы: богатые, к бедным, платят сравнительно меньше). Некоторая часть собранной дани, несомненно, оставалась в ведении великого князя и местных князей – ведь баскаки были и их чиновниками.
Татарская военная и полицейская мощь помогла русским князьям укрепить свою власть над собственным народом. После этого, начиная с середины XIV века, князья полностью сосредоточили сбор дани в своих руках, а их правители продолжали называться баскаками. "Выход Орды", то есть та же дань баскакам, продолжали собирать московские великие князья не одно столетие после" ига", до конца XVI века. В XVII веке его переименовали в "полоняничные деньги", якобы предназначенные для выкупа русских пленных у иностранцев.
Как и против любых сборщиков налогов, иногда в некоторых местах происходили восстания против басков.
Бесермены были хуже Басков.
В XV веке слово "бесерман" произошло от слова" бусурман", которое обозначало иностранца мусульманской веры. Интересно, что даже сейчас в России существует этнографическая группа Бесермия. Некоторые считают его частью Удмурта. Его население по переписи составляет чуть более 2000 человек.
В XIII веке ханы и князья часто доверяли сбор в честь бесерменов. Так называли богатых восточных купцов того времени – в основном среди бухарских евреев, - которым правители России передавали взимание налога на милость. Это было полезно для правителей-они сразу получили всю дань. И как выгодно это было для трейдеров!
Понятно, что коллекция Дани Бесермена была намного сложнее, чем ее коллекция у басков. Ведь бесермены считали его предприятием для личного обогащения. И многие никак не уклонялись, потому что властные структуры того времени ревностно охраняли интересы, имущество и жизнь бесерменов.
После серии восстаний, самым громким из которых было убийство Бесермана и его слуг в Ростове в 1280 году.практика бесерменства была отменена. Их имя осталось известным именем в русском языке для отрицательного обозначения язычника.