"Гладиаторская" тема в истории Древнего Рима - одна из самых популярных, если не сказать заезженных. И один из наиболее любимых авторами вопросов - это по-настоящему ли сражались гладиаторы на арене (то есть - до смертельного исхода), или все-таки больше "понарошку"?
Не имя пока желания писать глобальную аналитику по этому поводу, хочу уточнить следующий момент. Гладиатория в Древнем Риме, как любое социальное явление, переживала рождение, развитие, расцвет и смерть. И на протяжении всех этих стадий и облик гладиатора, и его суть существенно, очень существенно менялись!
Обычно люди, когда говорят "гладиатор", подразумевают под этим термином классического бойца арены, представляя себе нечто вроде этого:
На самом же деле, примерно так выглядели гладиаторы весьма поздние. Второго-третьего века нашей эры приблизительно.
Ранние и выглядели совершенно иначе, и суть и смысл их существования был в другом...
Если поздний, классический гладиатор - это боец-шоумен, цель которого - потешить толпу, дать ей зрелище, то гладиатор ранний, изначальный, это...
Жертва.
Это объект для жертвоприношения.
Изначально это вообще не римский обычай, а кампанский - племен, живших на юге Италии, в области Кампания. Один из первых, если не самый первый случай упоминания гладиаторов - это 308 год до н.э., когда римляне со своими союзниками-кампанцами праздновали победу над племенем самнитов. Именно союзники тогда вывели на арены гладиаторов в самнитских доспехах и заставили их драться между собой. тогда же, судя по всему, появился самый древний класси гладиаторов - самнит.
Хотя, кстати, Тит Ливий упоминает, что эти самые гладиаторы в то время у кампанцев "давали представления на пиршествах", но без подробностей. И это был еще не римский обычай.
В Риме он появился в 264 году до н. э., когда братья Марк и Децим Бруты устроили первые бои гладиаторов на Бычьем Форуме - скотном рынке. Покойный папа оставил им ощутимую сумму на свои похороны, завещав непременно купить шесть рабов, разбить их попарно и заставить сражаться в его честь.
Тертуллиан писал: «умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников». И назывались эти бойцы - бустуарии. От слова "bustum" - "погребальный костер".
Выступление первых бустуариев произвело в Риме подлинный фурор. Народ был впечатлен. Но тем не менее повторился такой "праздник" только через полвека, в 216, когда три сына консула Марка Эпилия Лепида устроили погребальные игры в память своего отца. Двадцать две пары гладиаторов-бустуариев сражались тогда на протяжении трех дней.
Вскоре подобная практика стала традиционной для богатых и знатных римлян. Это был и способ продемонстрировать свое богатство и влияние, и привлечь на свою сторону плебс, купив его внимание...
И вот в этот-то исторический период хотя бы один из сражавшейся пары гладиаторов непременно должен был быть убит, поскольку сам поединок был именно формой принесения жертвы богам или душам предков. "Войдут двое - выйдет один", ничего личного...))
До идеи восприятия гладиаторских боев именно как "чисто зрелища", а самих бойцов - как не жертв, а скорее спортивных бойцов, вроде как в греческом панкратионе, обществу надо было еще дозреть. Никакие социально-психологические изменения не происходят мгновенно.
Зато народ очень быстро сообразил, каким образом при помощи меча на арене можно решать личные проблемы...))
«...Не купленные на рынке рабы и не те свободные, что торгуют своей кровью. Вступали в поединок по доброй воле, и платы здесь не полагалось. Одних послали царьки — явить пример доблести, присущей их племени; другие вызвались сами из расположения к вождю; третьих ревность или противоборство побуждали вызвать соперника или не отказаться от вызова. Те, кто не мог или не хотел мирно покончить спорное дело, уговаривались решить его мечом: победитель получит то, о чем спорили... После гладиаторских поединков даны были погребальные игры, какие можно было дать на деньги провинции и с лагерным оснащением»
Это строки Тита Ливия о серии публичных поединков, организованных Сципионом в 206 году до н. э. в Испании, в рамках погребальных игр, устроенных им в честь отца и дяди, павших от рук пунов (карфагенян). Это опять-таки еще не чистые гладиаторские игры, но нечто более приближенное, как ни странно, или к средневековым турнирам - "явить пример доблести", или к судебным поединкам, опять-таки средневековым - "уговаривались решить спорное дело мечом".
Хотя, кстати, для менталитета древнего римлянина воинский турнир так, как его понимали в Средневековье - дело не почетное, а скорее... Грязное.
Но об этом будет следующая статья.
Пока же подведем итог: гибель гладиатора на арене была обязательной лишь в тот исторический период, когда он считался ходячей жертвой богам, а сам бой, поединок, был лишь формой жертвоприношения. Когда смысловые акценты сместились в сторону не религиозных ритуалов, но именно зрелищ - все изменилось.
Тогда и особые гладиаторские школы открываться начали, кстати...