Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В наших статьях «Тверь - есть ли 100% доказательсва разорения монголо – татарами?»(https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/tver-est-li-100-dokazatelsva-razoreniia-mongolo--tatarami-63677fbc03d58f523e059e0b), «Взятие Батыем Торжка? Можно ли считать сто процентным доказательством, имеющиеся археологические данные» (https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/vziatie-batyem-torjka-mojno-li-schitat-sto-procentnym-dokazatelstvom-imeiusciesia-arheologicheskie-dannye-6183bdb697cffa49a53e23ae), «Злой Козельск? Есть ли археологические доказательства штурма верховских городов вятичей» (https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/zloi-kozelsk-est-li-arheologicheskie-dokazatelstva-shturma-verhovskih-gorodov-viatichei-617e8207090cfe5e63761be1), «О обрядах захоронения «монголо- татарских» воинов» https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/o-obriadah-zahoroneniia-mongolo-tatarskih-voinov-6186d3a25502ac587728e741 и других мы поднимали тему археологических доказательств монголо – татарского нашествия, о которых говорят летописи, честно сказать по – нашему мнению 100% доказательств о разорении Твери, Торжка, Козельска монголо - татарами до сих пор нет.
В данной статье рассмотрим, как обстоят дела с археологическими доказательствами взятия татарами Дмитрова.
В Тверской летописи написано: «В год 6746 (1237) …. И оттуда (от Владимира) рассеялись татары по всей земле Владимирской, одни пошли к Ростову, иные погнались за великим князем в Ярославль и к Городцу, и пленили все города по Волге до самого Галича Мерьского; а иные пошли к Юрьеву, и к Переяславлю, и к Дмитрову, и взяли эти города; а еще иные пошли и взяли Тверь, и убили в ней сына Ярослава, И все города захватили в Ростовской и Суздальской земле за один февраль месяц, и нет места вплоть до Торжка, где бы они не были….
Татары, вернувшись от Владимира, взяли, Переяславль, и Москву, и Юрьев, и Дмитров, и Волок, и Тверь, а затем подошли к Торжку в первую неделю поста, месяца февраля в двадцать второй день, на Обретение мощей святых мучеников в Евгении. » («ЛЕТОПИСНЫЕ ПОВЕСТИ О МОНГОЛО-ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИ» http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/o-mongolo-tatarskom-nashestvii/o-mongolo-tatarskom-nashestvii.htm)
В статье Большой Российской энциклопедии (БРЭ) о городе Дмитрове написанной Янишевским Борисом Евгеньевичем - старшим научным сотрудником отдела сохранения археологического наследия, кандидатом исторических наук. (археология) /2007/, 2017/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/), говорится следующее: «Дмитров основан в 1154 ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким и назван в честь родившегося у него сына Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (в крещении Димитрия). С 1157 входил в состав Владимирского великого княжества (после 1212 – в Переяславском княжестве). В нач. 1181 сожжён князем Святославом Всеволодовичем. В 1213, в ходе усобицы между сыновьями Всеволода Большое Гнездо, дмитровцы сами сожгли городской посад (появился, вероятно, в последней четверти 12 в.) и отбили нападение юрьевского князя Владимира Всеволодовича, уничтожив часть его дружины. В нач. 1238 Дмитров был разорён во время монголо-татарского нашествия.»
В Тверской летописи говорится о 1237 годе разорения Дмитрова, а в БРЭ в 1238, но путаницы нет, все дело от какого месяца брать отсчет нового года.
Отметим важное замечание докора исторических наук А. Пыжикова из книги «Славянский разлом» по канона православной церкви: «Новый год мог стартовать только 1 сентября, и никак иначе. Однако историк ХѴІІI века В. Н. Татищев, исходя из доступных ему тогда источников, говорил о мартовском начале нового года, чему резко возражал Н. М. Карамзин, назвавший подобное утверждение фантазией, вымыслом. Тем более удивительно, что в хрестоматийной «Истории государства Российского» он фактически дезавуировал свою критику Татищева. Правда, сделал это незаметно, поместив в обширных примечаниях официозного труда ряд наблюдений над текстом Повести временных лет. В примечании 50 ко второму тому Карамзин привёл доказательства, что знаменитый Нестор-летописец, воспетый православной церковью, начинал год по-римски — с марта, а не с сентября.» - факт о влиянии западной церкви и чьей линии придерживался Нестор.»
О археологических изысканиях в городе: «Дмитров является важным археологическим памятником. Его культурный слой мощностью до 2 м (делится на три горизонта: 11–13 вв., 14–15 вв. и 16–17 вв.) выявлен на территории кремля, а также на посаде к северо - востоку от кремля. Детинец (200×120 м) защищён по периметру валом (имеет три разрыва, два из которых – с северо-востока и юго-запада – на месте древних ворот) и рвом. По валу проходила деревянная стена с башнями, обнаружены остатки свай, вбитых в насыпь. В горизонте 11– 13 вв. (толщина 0,3–0,5 м), включающем прослойку угля с остатками дерева (возможно, следы пожара 1181), обнаружены обломки лепной и круговой посуды, орудия труда, украшения и др. На территории кремля найдено много монет, что свидетельствует о широких торговых связях города. Раскопаны остатки деревянных жилищ 12–17 вв. с печами из глины или квадратного кирпича. В юго-западной части кремля (на месте здания Дворянского собрания) изучено уникальное кладбище 12–16 вв. общей площадью не менее 400 м 2 (из 177 погребённых 100 имели юго-западную ориентировку головы, 25 – юго-западную, 10 – южную и только 6 – обычную западную; найдено богатое погребение девочки 12– 13 вв. с серебряными украшениями и золотым шитьём воротника, что свидетельствует о высоком социальном статусе погребённых на этом кладбище)»
Как видим из археологических раскопок Дмитрова следов монголо- татар не обнаружено, нет наконечников стрел, копий, обломков щитов, захоронений воинов, нет пресловутых кладов, спрятанных перед нападением.
Обратимся еще к одному источнику – статье «Археология и древняя история Дмитровского района»
«Исторический культурный слой Дмитрова выявлен на территории городского кремля (Дмитровское городище), а также к северо-востоку от него, за стадионом «Динамо» и в районе нынешней улицы Почтовой, близ железной дороги. Обследовался в 1930 – 1932 и в 1934 годах О.Н.Бадером, в 1986 году – Р.Л.Розенфельдтом, исследовался в 1933 и 1934 годах Н.П. Милоновым.
Наиболее полно исследовано Дмитровское городище. Площадка его размерами 120 на 200 метров вытянута в направлении север-юг, была защищена по периметру валами, частично сохранившимися до наших дней. В древности с северо-запада к детинцу близко подходила река Яхрома, с севера и северо-востока тянулось болото. Они являлись естественными преградами на подходах к детинцу, поэтому вал здесь был ниже, чем в более уязвимой южной части, которую, кроме того, защищал ров. По валу проходила деревянная стена с башнями. В настоящее время наибольшая высота вала около семи метров, ров почти полностью заплыл. Вал имеет три разрыва, два из них – с северо-востока и юго-запада – на месте древних ворот. Культурные напластования мощностью до двух метров в значительной степени нарушены при сооружении построек более позднего времени. Нижний слой толщиной 30 – 50 сантиметров, датированный ХI – ХIII веками, имеет резко выраженную прослойку угля, перекрытую остатками дерева, — возможно, следы пожара 1181 года. В слое найдены обломки гончарной древнерусской посуды с волнистым и линейным орнаментом, железные долота, резец, серп «московского типа», коса-горбуша и другие орудия труда, верхний камень жернового постава из известняка, бронзовая чаша, медный крест, перстневидные височные кольца из медной проволоки, стеклянная бусина битрапециевидной формы, многочисленные обломки стеклянных браслетов, глиняное пряслице.
С территории городища происходят многочисленные монетные находки, свидетельствующие о широких торговый связях города. Раскопаны остатки деревянных жилищ ХII – ХVII веков с печами из глины или квадратного кирпича. При исследовании вала прослежены пять слоев его подсыпки, а также остатки свай, вбитых в насыпь, в которых стояли деревянные укрепления. Углубление и расширение рва проводилось трижды. Дно рва ХVI века было выложено кирпичом. Хотя посад города впервые упоминается в летописи лишь в 1214 году, находки обломка витого стеклянного браслета и гончарной древнерусской посуды домонгольского времени за пределами городища позволяют предположить его более раннюю дату.»(«Археология и древняя история Дмитровского района» https://www.zamky.com.ua/ru/moskovskaya-oblast/arheologyya-y-drevnyaya-ystoryya-dmytrovskogo-rajona-2/)
Археологами следов монголо- татарского разорения не найдено. Сто процентных археологических доказательств в Твери, Торжке, Козельске, Дмитрове еще не нашли или было что-то совсем не так?
В заключении приведем мнение доктора исторических наук А.В. Пыжикова из книги славянский разлом: "Под «монголо-татарской упаковкой» надёжно скрыто освободительное движение от западной агрессии. Родина этого движения, конечно, никакая не далёкая Монголия, как нас уверяют не одну сотню лет, а Волжский бассейн с прилегающим к нему Яиком (Уралом)."