Я часто думаю над такой темой, мол зачем нужны тонны всяких клонов-игр, если есть например одна нормальная игра на определённую тематику. Тут конечно речь НЕ идёт за сюжетные игры, а скорее мы с вами рассмотрим так называемые игры - песочницы, где в приоритете стоит гринд и какое то подобие развития и выживания. И главным условием будет факт того, что аналогов у данных игр не будет.
Пару вечеров размышлял над некоторыми тремя играми, которые на самом деле удивляют и в то же время все другие клоны и в подмётки не годятся подобным эталонам. Сразу скажу, что это не ММОРПГ какие то, такое отсеиваю сразу. Мы рассмотрим синглплеерные игры, в которые можно играть ну максимум в кооперативе (ПВЕ), хотя и играя одному так же можно получить много удовольствия.
Project Zomboid
Пожалуй у данной игры вообще аналогов нет даже близко. Многие другие разработчики игр пытались реализовать идею выживания в больших городах, но так толком никто не пришёл к интересной и работающей реализации. А вот разработчики Project Zomboid в целом сделали практически невозможное, чего сейчас современная игровая индустрия не может даже реализовать хоть на каком то приемлемом уровне. Хотя тут всё просто, потому что несмотря на многочисленность механик игры, они не кажутся какими то нереальными по реализации. Поэтому возникает вопрос к современной игроиндустрии, почему такого сегодня не делают.
Описывать все механики Project Zomboid займёт много времени, так что пройдёмся по основным вещам. Представьте, что вы оказались в городе, который кишит зомби. А через пару недель ещё отключат и свет, и воду. Причём всё как в реальной жизни будет далее. Одеваться надо теплее зимой, шуметь не надо рядом с зомби, выносливость заканчивается, необходимо спать, есть, пить (отчищенную воду), а ещё вас могут съесть во сне, так что заколачивайте двери в помещении =).
И это даже не 1% всех механик, потому что есть более глубокие вещи. Например замена деталей у авто, заморозка продуктов, строительство своего дома. Кинули например коктейль Молотова в зомби, он загорелся и пошёл по домам, поджигая далее все жилые помещения, супермаркеты и т.п. Хотя можете не лезть в авантюры, а спокойно рыбачьте на берегу и жарьте рыбку на костре, если конечно найдёте удочку и наживку с леской. Но рано или поздно придёт одиночество и стрессы, испуг и отчаяние. Когда нибудь вы окажетесь в лесу зимой в рваной одежде и штопать её будет нечем. Есть тоже будет нечего, машина перестанет заводиться и вас таки догонят зомби, когда закончится ваша выносливость =). А может просто помрёте от холода.
Project Zomboid продолжает развиваться даже сейчас. Обещают ввести НПС людей в игру, чтобы строить уже социальные какие то общества. Будут так же расширяться механики охоты. Причём там уже реализовано много механик, например реалистичное владение оружием, перезарядка обойм, затворы при заклинивании и многое другое. Т.е. тут видно, что до мелочей прорабатывают каждый элемент геймплея.
И визуально это всё оформлено очень неплохо, несмотря даже на то, что играть приходится с видом сверху. Реалистичные эффекты погод, анимации зомби и персонажа, анимации автомобилей, анимации природы и т.п.
Поэтому да, аналогов у игры нет. Записывайте первую игру в список и обязательно поиграйте.
RimWorld
В эту игру я начал играть относительно недавно. Материалов никаких на каналах долго не было, потому что какие то долгие вещи требуют большого времени на изучение. Но до обзора игры я таки добрался тоже.
RimWorld, это ещё одна игра с большими возможностями и с многочисленными механиками. Правда графически она может немного отпугнуть, так как выглядит довольно просто по визуалам. НО поиграв в RimWorld где то с недельку, мне игра понравилась за другое, а к визуалу я даже привык. Это ещё одна песочница, выживание. Но в отличии от того же Project Zomboid, здесь мы уже можем строить целое общество, за которым нужно ухаживать, кормить, экипировать и строить людям убежище с комфортными условиями.
Несмотря на многочисленность механик, игра даёт неплохой инструментарий для автоматизации всяких процессов и команд. Т.е. вполне можно наладить автоматическое производство еды, выращивание, готовку, фермерство и т.п. НО это всё привычные механики для сурвайвола. RimWorld уникален генерацией событий в мире, генерацией разных ситуаций и даже - социальных настроений. Примерно это выглядит всё так, что на каком то участке планеты с разными биомами, мы можем построить базу. Вместе с этим учитывается вся планета, на которой будут присутствовать разные фракции, с которыми придётся взаимодействовать. Чтобы начать куда то путешествовать, придётся запастись хорошей едой, оружием, вещами и даже космической капсулой или космическим кораблём (шаттлом).
В отличии от того же Project Zomboid, где действия разворачиваются примерно в 90х годах нашего привычного мира, RimWorld предлагает выдуманный футуристичный мир, в котором вам может попасться много чего необычного. Это и возможность ставить импланты, это и возможность повстречать другие расы, и необычных животных. Хотя и стандартных ситуаций тоже много, например нападение медведя на базу или пожары от грозы.
Опять же основным ресурсом базы являются люди. А вот тут возможности по расширению общества тоже широкие. Приютите нуждающихся в помощи, берите людей в плен, вербуйте или даже можно сделать из вражеских захваченных солдат, рабов. И независимо от социального статуса, все люди будут требовать хорошего обращения. Вот например я захватил вражеского солдата и вылечил его, но у меня не было высокого навыка вербовки. В итоге солдат вылечился, а держать в плену его стало накладно. Я его отпустил, а из его фракции мне потом дали плюс в отношениях с этой фракцией. Причём разные фракции время от времени тоже будут давать нам всякие интересные задания.
И мир RimWorld вообще держится на торговле, ибо на нашей локации начальной, ресурсы будут далеко не бесконечные. Поэтому стоит задуматься и над производством чего то, чем мы сможем торговать.
Те же погодные условия тоже бывают довольно жестоки. Например у меня поселение погибло от невыносимой жары от вспышки на солнце. С биомом, где есть снег, соответственно будет холодно, не будет расти ничего на полях и снег даже будет замедлять скорость передвижения. Как говорится, попробуйте выжить так.
Причём боевая система тут тоже интересная. Реализованы системы укрытий, реализовано много оружия, реализована система повреждений у НПС, а так же реализован ряд других интересных механик и эффектов в боёвке, даже до каких то пси-способностей.
В RimWorld вы можете выбрать любой сценарий и любые условия, любых жителей и т.п., где ещё уровень сложности как раз таки и расширяет появление всех этих рандомных ситуаций. Это настоящая песочница, даже с РПГ элементами в социальном элементе, где можно бесконечно развивать общество, вербовать людей и даже создавать целые семьи с рождением детей. Так что у нас тут игра, у которой в целом тоже нет аналогов. И как вы помните, я всё искал интересный градостроительный симулятор и толком найти до сих пор не могу. RimWorld, это конечно не экономический чистый градострой, а наверно скорее сурвайвол с возможностями строительства целого общества (песочница), где тоже можно много чего построить и реализовать. Как говорится, не ждал, не гадал, а нашёл себе то, что примерно хотел.
Stardew Valley
Тут мне вы можете уже сказать, что "Ну как же, игр с фермами достаточно много". Но в какой то своей давней статье я рассказывал уже про Stardew Valley, из чего она выросла. Это не чей то очередной проект из разряда "лишь бы было". Один молодой человек по имени Эрик Барон (он же ConcernedApe) в своей юности любил играть в тогда ещё старенькую игру про строительство фермы, под названием Harvest Moon.
Тогда примерно было начало 2000х годов. И он загорелся идеей сделать что то своё похожее, но с большей душой. Эрик любил рисовать и создавать музыку, но не любил программирование. Поэтому создание игры часто затягивалось, но тем не менее Эрик постепенно создавал свою игру мечты. Он делал её не для кого то, а даже наверно изначально для себя. Многое в игре переделывалось и совершенствовалось с развитием навыков Эрика и в итоге он смог создать свою игру мечты.
Поэтому Stardew Valley, это игра мечты одного человека, которая действительно выглядит как нечто уникальное и очень душевное. Другие разработчики, увидев успех Stardew Valley, тоже пытались делать клоны, но они не уловили всей сути данной игры, что это чья то мечта, а не просто игра. Поэтому остальные сторонние клоны были похожи на какие то сухие загриндованные игры, которые не были чьей то мечтой, а скорее выглядели как посредственный товар на полке.
Сама же Stardew Valley представляет из себя строительство фермы в городке Stardew. Но помимо развития фермы, где кстати грамотно реализовали все элементы сезонов и выращиваемых культур, здесь можно повстречать много жителей, с которыми связаны всякие интересные истории сюжета. Тут будут затрагиваться и острые социальные темы, здесь мы будем отмечать какие то праздники и общаться с жителями, будет много забавных и добрых историй, а так же наше развитие фермы повлияет в дальнейшем и на сам город.
И придётся тут тоже потрудиться: заниматься собирательством, фермерством, животноводством, рыбалкой, горным делом и т.п. Причём здесь тоже будут данжи, враги, сражения и полезные ресурсы в опасных пещерах. Несмотря на довольно примитивное описание игровых элементов, в Stardew Valley чувствуется самобытность и уникальность, большая душевность. Это история про то, как сделать не просто игру, а сделать нечто такое, где вроде бы стандартные элементы дают какие то совершенно новые впечатления. Это всё произошло потому что тут гармоничный баланс всего, что хотел сделать обычный один человек, мечтая НЕ продать игру, а сделать что то такое, как бы он хотел жить сам. Причём с этой игрой даже связаны некоторые забавные истории, когда действительно некоторые люди, поиграв в Stardew Valley, уезжали жить в деревню. Такая же история приключилась и с одним европейским жителем Сэмюэлом, когда он наигравшись в Stardew Valley, далее просто переехал в деревню из за игры, достроил двухэтажный домик и стал возделывать небольшую ферму с нуля.
Можете почитать эту большую историю здесь по ссылке. А в Stardew Valley так всё и начиналось, мол один житель из большого города, которому надоела серость этого большого города, надоела скучная офисная работа в небольшом душном кабинете и т.п., далее просто переехал жить в деревню, в свой домик, который ему оставил дедушка в наследство.
Поэтому Stardew Valley уникальна не только внутриигровыми событиями, но и социальным эффектом внешним. Кто то реализовал мечту свою, создав игру мечты, а у кого то появилась мечта после прохождения игры и эта мечта стала потом реальностью.
Но суть сегодняшней темы такая, игры у которых нет аналогов. Поэтому у Stardew Valley в целом нет аналогов таких, которые сделаны именно с душой. Если хотите отдохнуть в игре, что то построить, создать и пожить в тихой глуши в виртуальном мире, то Stardew Valley это то, что нужно. Такого душевного тепла собственно больше не даст ни одна игра подобного плана. Но тем не менее в этой игре уже меньше механик и рандома, в сравнении с другими играми выше, но это никак не портит дух игры или геймплей. Контента здесь очень много и на сотни часов для даже одного прохождения. Хотя реиграбельность тут тоже довольно высокая.
Всё, что нужно, находится в трёх играх.
Project Zomboid. Хотите жестокого зомбиапокалипсиса в условно реальном мире с выживанием, где присутствует много механик и способов выжить, то эта игра для вас.
RimWorld. Хотите выживать и путешествовать по футуристичной планете, строить своё общество, бороться за выживание с другими фракциям и натыкаться на довольно уникальные события, то это игра для вас.
Stardew Valley. Хотите просто отдохнуть, но при этом что то строить и жить в мирном добром обществе, наблюдая так же за интересным, добрым и безмятежным развитием событий одного милого городка, то эта игра для вас.
Причём тут не нужен онлайн, хотя во всех представленных играх есть кооператив, в официальном или ином виде. Тем не менее играя даже в соло, лично я потратил на эти игры просто огромное количество времени и буду играть в них ещё, перепроходить и создавать всё новые и новые уникальные места развития событий.
Какие интересные игры подобные есть ещё.
Обязательно придут люди в комменты и назовут ещё ряд каких то выделяющихся игр. Ну например что тут можно вспомнить ещё.
Don't Starve Together. До этой игры у меня руки так никогда и не дошли, но вроде как хвалят. Это тоже песочница в фэнтезийном мире, с тонной своих правил. Берите на заметку. Меня почему то там тоже гринды пугают.
Oxygen Not Included. Это ещё одна 2D игра с любопытными механиками развития общества под землёй. Причём здесь так же есть уникальные правила для развития и сосуществования людей вместе. Я как то её пробовал, но не совсем понравилось почему то.
Terraria. Ещё один интересный представитель 2D сурвайвола, где так же надо будет строить, искать ресурсы и бродить по разным биомам и встречать разных существ. Тоже на любителя.
Правда это всё уже игры менее уникальные и более загриндованные. Но людям они так же очень нравятся, поэтому пожалуй стоит мне их упомянуть как минимум. А вот такие игры, как No Man’s Sky я бы обходил стороной, ибо после нескольких часов эффекта вау от приземления на других планетах, больше в игре то ничего интересного и нет, а игру просто облепили тонной бесполезных гриндов на тему "лишь бы было". Играл, смотрел NMS тоже достаточно долго, не понравилось. Поэтому я очень скептически отношусь ко всем этим клонам в жанре сурвайволов - песочниц, которые в целом какого то удовольствия особого не доставляют, потому что по большей части однотипны.
Но справедливости ради скажу так, что у каждой любой игры найдутся свои фанаты. А есть и такие, которым наоборот только гринды и подавай, и не важно как это всё оформлено, насколько это вторично или однотипно. Тем не менее мне сегодня захотелось выделить именно три игры, у которых нет аналогов вообще по определённым параметрам. Поэтому целью было не перечисление интересных сурвайволов или песочниц, а самая главная задача была упомянуть игры без аналогов. Причём я не стал лезть в дебри и искать например какие то текстовые песочницы, РПГ и т.п. вещи, в которых за счёт текста тоже создавался образ большой разносортности игровых механик и элементов. Скорее цель сегодняшней статьи заключалась и в том, чтобы показать интересные игры , в которые было бы приятно играть в том числе и с визуальной точки зрения в 2022 году.
А с вами как всегда был Edvard Force. С температурой 38, я заканчиваю данную статью. Всем удачи и доброго, не болейте =).