Огненный карьер, или Огненное озеро. Именно под таким названием этот объект известен местным жителям. Он прячется на окраине Тюмени позади ТЭЦ-2. Вокруг пустыри, заброшенная железная дорога и руины производственных баз. Настоящие сталкерские пейзажи!
На подступах к карьеру
Чтобы добраться до Огненного карьера, нужно преодолеть определённого рода полосу препятствий. Сейчас, на момент создания и опубликования этого материала, всё стало немного проще, но несколько лет назад добраться до места было действительно сложно: почти непроходимая дорога из грязного месива вперемежку с цементной пылью и множество агрессивных диких собак. Свернув с улицы Широтной направо возле коттеджа с рестораном "Яр", вскоре выходим на ту самую Цементную дорогу, длина которой превышает 500 метров. Справа за бетонным забором с камерами наблюдения находится частично заброшенная, но охраняемая территория ТЭЦ-2, а слева – сначала полупустое пространство под стоянку машин, затем база по производству цементного раствора. Из-за того, что здесь постоянно проезжают к этой базе и обратно цементовозы, дорога и получила своё название. После дождей по ней невозможно проехать на обычном легковом автомобиле, а в сухую погоду лучше долго тут не находиться, чтобы не дышать цементной пылью.
В прошлые годы возле цементной базы обитало много собак, создававших угрозу для проходящих мимо путников. Но при визите сюда летом 2022 года ни одной замечено не было. Это очень порадовало.
Оставив производство цемента позади, очень скоро берём правее и выходим к территории, на которой когда-то действовала ещё одна производственная база. Возможно, она также производила цемент, но не исключено, что здесь занимались чем-то другим. Впрочем, это не столь важно. Территория базы уже много лет заброшена, от объектов, расположенных на её территории, к лету 22-го года почти ничего не осталось кроме бетонной коробки главного здания ангарного типа и небольшого деревянного коттеджа, в котором, предположительно, располагалась администрация данного предприятия. Железнодорожная ветка, подходившая к бетонному ангару тоже разобрана. Есть веские основания предполагать, что это сделали охотники за железом. Они же сняли с ангара огромные двери, обитые жестяными листами.
Железнодорожная линия, которая проходит мимо разморадёренной базы к ТЭЦ-2 и от которой на базу заворачивали пути, ещё цела. Осмотрев остатки базы, выходим на эту "железку" и движемся примерно 200 с небольшим метров на юг. А там нас ожидает встреча уже с самим карьером!
Технический карьер ТЭЦ-2
Прошагав немного по заброшенным железнодорожным путям, выходим к Огненному карьеру. Его продольная длина составляет 300 метров, ширина лишь чуточку меньше. Это искусственный объект (ещё его называют техническим карьером), куда с ТЭЦ-2 сливается отработанная вода. Карьер выкопали на месте болот в середине 1980-х и после пуска первого энергоблока новой станции стали использовать как резервуар для слива воды.
Весной и в первой половине лета в карьере достаточно много воды. К осени, если нет частых дождей, водоём немного подсыхает. Но даже когда его объём полностью заполнен, по-прежнему видна мощная корка из твердых стоков. Из-за очень большого количества оксидов железа в воде, которую сюда сливает ТЭЦ-2, эти стоки получили ярко-рыжий оттенок. По этой причине большая часть поверхности карьера выглядит как фрагмент марсианской степи, окруженный зеленью леса. Несмотря на эту своеобразную "ржавчину" сама вода в карьере относительно чистая, там даже какая-то рыбка небольшая водится, а над водой всегда кружит большая стая чаек, охотящихся на эту самую рыбёшку.
Коммуникации, по которым вода поступает в карьер, не только сохранились в рабочем состоянии, но и в последние пару лет были полностью обновлены. То есть воду здесь по-прежнему сбрасывают. И сброс идёт почти постоянно в любое время года с разной степенью интенсивности.