Чаще всего подписчики почему-то задают именно этот вопрос. Тут хотелось бы определиться с терминами, потому-что наиболее массовый охват среди населения происходит в годы Китайской республики, когда благодаря активной государственной поддержке и просветительской деятельности разных образовательных организаций национальные боевые искусства стали национальной физкультурой. Однако, несмотря на общеизвестность данного факта, отнюдь не не этот период считается "Золотым веком" китайских боевых искусств, периодом его расцвета.
Кому-то это покажется удивительным, но "Золотой век ушу" - это конец империи Мин (1368-1644) и начало Цин (1644-1912).
Причина довольно проста и заложена в корнях китайской культурной традиции: именно в этот период создается значительное количество письменных руководств, посвященных военному делу, а именно детализации оружейной практики, а не теории и стратегии управления войсками и ведения войн.
Основы стратегии возникли благодаря школе военной философии бинцзя (兵家 bīngjiā). Это одна из Ста школ древнекитайской философии периодов Вёсны и Осени (771-476 до н.э.) и Сражающихся царства (403-256 до н.э.).
Эта Школа стратегов в итоге сформировала классический канон, содержащий:
1. «Искусство войны» Сунь Цзы (孙子兵法 Sūnzi bīngfǎ), самый известный и основополагающий текст канона, автор родился в княжестве Ци, хотя и прославился как полководец княжества У;
2. «Законы войны почтенного У» генерала У Ци (吳子兵法 Wú zi bīngfǎ), считается что он не проиграл ни одного сражения, воевал на стороне княжества Лу против Ци на территории все той же многострадальной провинции Шаньдун;
3. «Методы Сыма» (司马法 Sīmǎ fǎ), созданный в опять же в княжестве Ци и назван в честь Сыма Жанцзюя, командующего армией княжества Ци;
4. «Шесть секретных учений» (六韬 Liù tāo) генерала Цзян Цзыя, который также известен как основатель династии все того же княжества Ци в провинции Шаньдун;
5. «Вэй Ляо-цзы» (尉缭子 Wèi liáo zi) по имени Вэй Ляо, которого историк Сыма Цянь упоминает как советника императора Цинь Шихуанди. Напомню, первое объединение Китая произошло как раз с момента, когда Цинь завоевало вышеупомянутое Ци;
6. «Три стратегии Хуан Ши-гуна» (黄石公三略 Huángshí gōng sān lüè), обычно авторство приписывается полумифическому Хуан Шигуну, якобы вручившему трактат генералу Чжан Ляну, однако скорее всего они были созданы позднее, в эпоху Западная Хань (206 до н.э. - 9 н.э.).
Позднее в этот список включили «Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна» (唐太宗李卫公问对 Táng tàizōng lǐwèigōng wèn duì). Как видно из названия - это трактат уже времен империи Тан. Он составлен в форме диалога между императором Тайцзуном и полководцем Ли Цзином, также известным как Ли Вэйгун. Всего в книге 98 вопросов и ответов. И трактат этот интересен как обзор предшествующих текстов на данную тематику, анализом противоречащих стратегий разных авторов и примерами из реальных военных действий.
Причем какой-то особой, новой стратегии в нем не предлагается. Да и создан этот текст скорее всего позднее, в годы Сун. Но эта книга является первой в своем роде. Здесь теория от военных стратегов прошлого сочетается с историческими исследованиями реальных сражений и военных действий. Эта работа повлияла на последующие поколения военных трактатов, которые обычно тоже содержат разбор примеров сражений.
Ещё интересно, что в трактате впервые поднимается вопрос воспитания войск. Причем предлагается обучение
вести от меньшего к большему, от простого к сложному, шаг за шагом.
Также указывается необходимость относиться к солдатам и их подготовке по-разному, в зависимости от конкретных особенностей рода войск.
Обращаю внимание, что основной костях Военного канона, за исключения седьмого, возник в один исторический период и практически в одном и том же месте. И там обсуждаются задачи глобального плана, а вот как солдату орудовать копьем или мечем со щитом, там места не нашлось. Однако есть много книг, описывающих уже не стратегию, тактику и задачи управления войсками, а именно боевые искусства времен империи Мин. После того, как военные боевые искусства в годы Мин постепенно распространились среди жителей страны, они постепенно развились в различные формы. И эти трактаты затем оказали существенное влияние на развитие народных школ ушу, будучи буквально растасканными на цитаты в семейные кулачные трактаты.
Таких трактатов довольно много. Кому интересно, ищите переиздание работы Тан Хао, там с переизбытком информации по самой разной тематике.
Перечислим три основные, наиболее цитируемые, тем самым оставивший наибольший вклад в последующих поколениях:
1. Цзисяо синьшу (纪效新书 Jì xiào xīnshū), «Новая книга записей о достижениях» генерала Ци Цзигуана, издана в 1560 году. Это, вероятно, наиболее известная и самая цитируемая.
2. Шоубилу (手臂录 shǒubìlù) трактат о фехтовании, автор У Шу (吴殳 Wú shū 1610 - 1694), поэт и фехтовальщик заката Мин и начала Цин.
3. Убэй яолюэ (武备要略 Wǔbèi yàolüè), "Собрание важнейших текстов по военной подготовке", составленное Чэн Цзыи и другими военными времен Мин. Состоит из 14 томов. Причем Том 8 содержит Цзисяо Синьшу Ци Цзигуана, а в 14 томе его же "Основы кулачного искусства", но неполностью, там всего 24 формы.
Нельзя однозначно сказать, что в другие годы было затишье в данной области. Например, в годы империи Хань было много книг по боевым искусствам, но жаль, что они в массе своей не сохранились к нашему времени, мы знаем только по упоминаниям, хотя кто знает, может и найдется что-то...
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб - 2022