Найти тему

Эффективные «фишки» стиля в описании природы. Ч.3

фото автора
фото автора

Здравствуйте
Сравнение трех отрывков описания природы из рассказов классиков помогло увидеть, что
► важна роль и задача рассказчика;

► важно, что образы создаются особыми приемами от общего к частному и наоборот, а не только привычными тропами.


IV. Из всего, о чем мы говорили (и не только), складывается стиль писателя

Стиль писателя – средства, способы, творческие особенности, помогающие реализовать авторские идеи, замыслы, передать индивидуальное видение мира и его понимание писателем.

✅ Особенности стиля И.С. Тургенева

Прием «матрешки» (от большой до маленькой, от общего к частному, от обобщенного образа до детали), когда образы наслаиваются и создают картину:
1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

Прием «перевертыш», как правило, у Тургенева точен, но всегда непредсказуем.
В сравнении:
«…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

Контраст, создаваемый найденным метким словом:
«Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

✅ Особенности стиля М.М. Пришвина

Внутренний диалог, слияние природы и человека:
«…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения:
«летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»

«Центровка» образа вокруг одного предмета, явления.
В отрывке это осенний
полет всего.

Акцентирование внимания на эмоциях, которые испытывает человек от природы:
«…так-то бывает грустно, и так хорошо…»

Связь индивидуального восприятия с общим:
«Тут стоишь на берегу, один…» + «Мы радуемся хорошему теплому дню…»

✅ Особенности стиля К.Г. Паустовского

Конструкции с «не», усиливающие передачу хода времени. Сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте:
«Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».
«До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше».

Оксюмороны – яркие и не очень:
«шумными грудами», «тусклое сияние», «жгучий иней», моросили дождем»

Прямые точные определения:
«бревенчатый потолок», «прелая листва», «дощатая крыша», «пароходный гудок», «сырая трава» и т.д.

Контрастные сравнения:
Серое утро / желтый свет
Сад / остров
листопад /дождь,
приход осени / неожиданное счастье
и др.

Обязательный показ времени: настоящее, прошлое, будущее, – обобщения во времени.
«Я проснулся серым утром», «Так началась осень», «Только к концу сентября…»

Эти приемы видны и в других произведениях, а все вместе они и создают особенности стиля. Соберем их:

-2

Авторский стиль часто понимают и отражают художники-иллюстраторы. Обратите внимание, что я в статьях использовал не просто картинки, а иллюстрации. И осень на них очень разная. Как есть «пушкинская осень», так есть осень Паустовского, Тургенева, Пришвина.

Подведем итоги: как же описание природы сделать в произведении не только красивым, но и важным, работающим на сюжет.

1️⃣ Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.
2️⃣ Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.
3️⃣ Важно знать атрибуты, общие представления, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, аналогии, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.
4️⃣ Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.
5️⃣ Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека, его эмоций, оценок в описании природы. На мой взгляд, именно обезличенное повествование сведет на нет все ваши усилия.
6️⃣ Ищите свои фишки, не забывайте про них, записывайте слова, фразы, которые пришли на ум, когда вы гуляли в лесу, в парке и т.д.
7️⃣ Читайте классиков, без этого – никак!

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить их, восхититься ими – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать тексты и на этой основе искать свое. Удачи.

Статьи в подборке "Пишем книгу"
Вариант на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете ☺
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература