Найти в Дзене
NK

Эльдар Рязанов. Творческая судьба режиссера. Часть 3

Продолжение статей:

Эльдар Рязанов. Творческая судьба режиссера. Часть 1
Настя ПРО культуру5 декабря 2022
Эльдар Рязанов. Творческая судьба режиссера. Часть 2
Настя ПРО культуру6 декабря 2022

В 1979 году Эльдару Александровичу предложили провести январский выпуск телевизионной передачи "Кинопанорама", что он с удовольствием и совершил, оставшись связанным с этой программой до 1985 года. Это важный и особый проект в творческой биографии Рязанова.

-2
"Самое сильное оружие телекомментатора, как я думаю, - естественность и искренность. Ты можешь ошибиться, увлечься, можешь сбиться,. подыскивая точные слова, полемически что-то заострить, но, если ты искренен, естественен и правдив, это не страшно. Тебя всегда поймут правильно, как надо". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
"Единственный коэффициент, поправку в ходе беседы я всегда делаю лишь в одну сторону. Раз я веду передачу, то как бы олицетворяю собой хозяина дома и поэтому стараюсь быть одружественным, гостеприимным, дружелюбным по отношению ко всем гостям передачи. ... НО, понятное дело, если я испытываю к кому-либо теплое, дружеское чувство, это прорывается, даже если я называю своего друга по имени-отчеству и на "вы". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
"Единственный коэффициент, поправку в ходе беседы я всегда делаю лишь в одну сторону. Раз я веду передачу, то как бы олицетворяю собой хозяина дома и поэтому стараюсь быть одружественным, гостеприимным, дружелюбным по отношению ко всем гостям передачи. ... НО, понятное дело, если я испытываю к кому-либо теплое, дружеское чувство, это прорывается, даже если я называю своего друга по имени-отчеству и на "вы". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")

Начавшаяся в "Кинопанораме" работа Эльдара Александровича на телевидении продолжилась и в дальнейшем над его различными авторскими программами такими, как "Восемь девок - один я" (рассказы о любимых актрисах), "Загадка Л.Ю.Б." (о Лиле Брик) , "Человек-праздник" (о Сергее Параджанове), "Шесть вечеров с Юрием Никулиным", "Частная жизнь Александра Анатольевича" (об Александре Ширвиндте) и другими...

После окончания картины "Вокзал для двоих" перед Рязановым вновь встал вопрос о дальнейшей работе. Среди рождающихся идей была даже мысль об экранизации "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Обстоятельства времени диктовали Эльдару Александровичу определенные условия творческой жизни, и потому он долго и упорно занимался поиском классического произведения, подходящего для воплощения на экране. Пьеса "Бесприданница" А. Н. Островского была далеко неочевидным вариантом, но благодаря совету жены режиссер всё-таки погрузился в мир драматурга и решил, что этот материал невероятно современен, а потому заслуживает его профессионального внимания.

История бесприданницы пробудила у Рязанова печальные музыкальные ассоциации, которые наиболее точно передаются в форме романса, отсюда и родилось название картины - "Жестокий романс". Художественная задумка режиссера также требовала переработки пьесы Островского. Чтобы на экране передать все события литературного первоисточника, необходимо было создать сценарий в романной форме, то есть всё то, что упоминается в репликах героев пьесы, должно быть раскрыто в отдельных сценах. Эту работу взял на себя сам Эльдар Александрович и с большой самоотдачей с ней справился.

"Я понимаю, что изменением пропорций ролей я нарушил архитектонику пьесы, как бы откорректировал замысел Островского. Но это было естественно при переводе с театрального языка на кинематографический, при переложении манеры изложения, свойственной прошлому столетию, на современный стиль рассказа..." (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
"Актуальность, «теперешность» фильма, скорее всего, в том, что картину населяют герои, которые нам очень понятны. Возникает это (если возникает!) от манеры игры актеров. Все исполнители без исключения живут как бы в двух измерениях — в веке минувшем и в веке нынешнем. Показать, не форсируя, не искажая исторической правды, героев как людей не только прошедшего, но и сегодняшнего времени, близких нам, было нашим общим стремлением". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
"Актуальность, «теперешность» фильма, скорее всего, в том, что картину населяют герои, которые нам очень понятны. Возникает это (если возникает!) от манеры игры актеров. Все исполнители без исключения живут как бы в двух измерениях — в веке минувшем и в веке нынешнем. Показать, не форсируя, не искажая исторической правды, героев как людей не только прошедшего, но и сегодняшнего времени, близких нам, было нашим общим стремлением". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")

Ещё при создании сценария Рязанов определил актеров на роли Паратова и Карандышева, ими, соотвественно, стали Никита Михалков и Андрей Мягков. Режиссеру было невероятно важно убедить именно этих артистов сниматься в его картине, что ему и удалось. Главные женские образы достались Ларисе Гузеевой, которая на тот момент была юной дебютанткой, а озвучила её Анна Каменкова, и Алисе Фрейндлих, перед которой ставилась задача - смягчить образ героини за счет собственных душевных качеств.

Если вернуться к музыкальному оформлению фильма, то надо сказать, что музыку к ней снова сочинил Андрей Петров. Большая часть музыкальных фрагментов представлена как раз в виде романсов на стихи Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Редьярда Киплинга, а также самого Эльдара Александровича. Здесь режиссер написал стихотворение "Я, словно бабочка, к огню...". Этот романс не первый опыт Мастера, до него, например, он сочинил стихи песен для фильмов "Служебный роман" ("У природы нет плохой погоды") и "Вокзал для двоих" ("Живем мы что-то без азарта").

Следующей работой Рязанова стала картина "Забытая мелодия для флейты", начальный период которой затягивался из-за того, что исполнитель главной роли, Леонид Филатов, был занят в другом проекте, он тогда снимался у Константина Худякова в "Успехе". Приходилось постоянно откладывать активную фазу работы, но несмотря на это, режиссер терпеливо ждал, когда актер освободится, потому что для воплощения образа необходим был именно Леонид Алексеевич.

2 фильма Константина Худякова о природе творчества
Настя ПРО культуру2 ноября 2022

Съемки этого фильма отягощались тем, что сам Эльдар Александрович в это же время поправлял здоровье в одной из столичных больниц и был вынужден практически "сбегать на работу". И, если по будням Рязанов создавал свой художественный проект, то по выходным дорабатывал телепередачу про Высоцкого. В общем, нагрузка у режиссера была колоссальная.

-5

Следующая картина Мастера оказалась для него долгожданной и стремительной, так как она была снята за 22 съемочных дня. С пьесой Людмилы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна" Эльдара Александровича ещё в 1982 году познакомила Лия Ахеджакова, и режиссер сразу же загорелся идеи осуществить её кинопостановку, но политическая ситуация тогда не позволила этого сделать. Так что к своей задумке Рязанов обратился позже и стал претворять в жизнь свою картину, рабочее название которой значилось как "Последний экзамен". Эта игра слов была необходима, чтобы обойти существующий запрет на постановку пьесы Разумовской.

"Дорогая Елена Сергеевна", в первую очередь, - рассказ о крахе поколения, к которому принадлежит учительница. Эта страшная ночь в квартире Елены Сергеевны раскрывает ей глаза на бесмыссленность ее работы и жизни. Ибо педагогический результат оказался противоположным ее желаниям намерениям". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
"Дорогая Елена Сергеевна", в первую очередь, - рассказ о крахе поколения, к которому принадлежит учительница. Эта страшная ночь в квартире Елены Сергеевны раскрывает ей глаза на бесмыссленность ее работы и жизни. Ибо педагогический результат оказался противоположным ее желаниям намерениям". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
"Если вопрос с актрисой на роль учительницы решился сразу, — я давно люблю и почитаю пронзительный, трогательный талант Марины Нееловой, — то остальных исполнителей пришлось искать и делать кинопробы". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")

В итоге все артисты были собраны, а Мастеру предстояло решить серьезную задачку - сделать картину кинематографичной. Ведь история, расскрываемая в литературном первоисточнике, предполагала по сути одно место действия и одну сюжетную линию, разыгрываемую пятью персонажами. Поэтому весь художественный "удар" был сосредоточен на правдивости характеров и их филигранном актерском воплощении, а также на операторских трюках (В. Алисов перемещал камеру словно тень героев). В итоге фильм получился и вписался в ряд произведений, открывающих "подростковую" тему в отечественном кинематографе ("Взломщик", "Курьер", "Валентин и Валентина", "Маленькая Вера", "Клетка для канареек" и др.).

В своем следующем фильме "Небеса обетованные" Рязанов продолжил размышлять на остросоциальные темы, пожалуй, можно сказать, что эта картина из того же "семейства", что и "Гараж". Для работы над фильмом Эльдар Александрович пригласил своих любимых актеров - Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Лию Ахеджакову, Ольгу Волкову, ... Сами съемки стали для группы серьезным испытанием, поскольку основное место действия - свалку - художники создали недалеко от сортировочной станции Киевского направления железной дороги. Это было близко к "Мосфильму", но такая работа "на натуре" была выматывающей для артистов и других членов команды, и, кажется, что именно это обстоятельство предало картине убедительность и искренность.

-7

После этой работы режиссера в жизни страны наступили совсем новые времена, что даже сама страна стала называться иначе, но режиссер продолжал свои творческие поиски в новых условиях. В 90-е Он снял фильмы "Предсказание" и "Привет, дуралеи!"

А в 2000-ом году на экраны вышла новая картина Рязанова "Старые клячи". Со сценарием "Партия на четыре голоса" Эльдара Александровича познакомил Владимир Досталь, который на тот момент был руководителем компании "Киномост". Изначально история не произвела на режиссера сильного впечатления, однако, со временем она словно ожила в фантазии Мастера, так что он вместе с молодыми авторами сценария Владимиром Моисеенко и Юрием Федором начали дорабатывать материал, и в итоге получилось достойное коносочинение.

"Мне очень нравятся "Старые клячи", я восхищен этой лентой, считаю ее замечательной. Не слабо выразился, верно? Я догадываюсь, что в картине есть недостатки, просчеты, ошибки, но они мне тоже дороги. Когда любишь, то принимаешь все целиком". (Э. Рязанов)
"Мне очень нравятся "Старые клячи", я восхищен этой лентой, считаю ее замечательной. Не слабо выразился, верно? Я догадываюсь, что в картине есть недостатки, просчеты, ошибки, но они мне тоже дороги. Когда любишь, то принимаешь все целиком". (Э. Рязанов)

Замечательную атомосферу на съемках здесь даже не портила значительная нехватка средств для постановки картины - всем очень хотелось работать именно здесь, сейчас и сообща. А Людмила Гурченко сформулировала общую концепцию группы: "Зарабатывать будем в следующий раз!" Так в дальнейшем Эльдар Александрович и вспоминал этот проект как ощущение постоянного праздника.

В своих последних картинах "Тихие омуты", "Ключ от спальни", "Андерсен. Жизнь без любви" Эльдар Александрович оставался верен себе и своим принципам. Он продолжал снимать кино для зрителей, передавать своё видение мира, грустного и комичного в нем. Он по-прежнему ориентировался в своём творчестве на Человека.

"Главное действующее лицо моих фильмов и пьес – человек светлый и душевный – определяет и интонацию комедий. Хочется вложить в сердце зрителя нежность к персонажам, вызвать одновременно улыбку и трогательное сопереживание. Если зритель смеется, а в глазах его слезы – это то, к чему я стремлюсь". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")

Здесь надо сказать, что на протяжении всей своей карьеры Эльдар Александрович был, что называется, "командным игроком" и не тянул одеяло на себя. Он с большой преданностью относился к своим товарищам по съемочным площадкам и предпочитал постоянное сотрудничество. Это же распространялось и на артистов, снимавшихся в его картинах. Многих из них Рязанов приглашал в совместную работу не единожды, а многих из них он нескрываемо обожал.

"Я очень люблю актеров, и это чувство не случайно. Просто мне интереснее всего в искусстве — человек, его поведение, извивы его психологии, процессы, показывающие изменение чувств, мышления, настроения. Самое неожиданное, непознанное и интересное существо на земле — это человек. Движения души героя можно выразить главным образом и лучше всего через артиста". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Я считаю, что каждый созданный образ - это диалог актера и режиссера, а также диалог их обоих с писателем, сочинившим роль. Рожденный на экране или сцене персонаж, образ, тип - результат сплочения трех индивидуальностей - драматурга, артиста и режиссера.
Мне интересно добиться от артиста такого состояния на съемочной площадке, чтобы открылись сокровенные глубины его души.
Я больше всего ценю в актерской игре раскованность, импровизацию, парадоксальность, неожиданность. Именно в подобных всплесках и проявляется неповторимость, актерская и человеческая. (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")

Вот так с помощью своих "самых тонких", но "самых сильных" инструментов - актеров - Эльдар Александрович создавал свои миры и передавал зрителю свои мысли и идеи. Надо сказать, что Рязанов всегда стремился делать именно народное кино, которое будет понятно всем без исключения. И, наверное, именно поэтому его картины до сих пор являются обязательным "украшением" любого праздника и до сих пор не устарели, не утратили своей душевности и значимости.

-12

Я все еще, как прежде, жил, живу,
а наступило время отступленья.
Чтобы всю жизнь держаться на плаву,
у каждого свои приспособленья.

Я никогда не клянчил, не просил,
Карьерной не обременен заботой.
Я просто сочинял по мере сил
и делал это с сердцем и охотой.

Но невозможно без конца черпать —
колодец не бездонным оказался.
А я привык — давать, давать, давать!..
И, очевидно, вдрызг поиздержался.

Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
покамест никому еще не видно.

Богатства я за годы не скопил,
хотя вся жизнь ухлопана на службу.
В дорогу ничего я не купил…
Да в этот путь и ничего не нужно.

Эльдар Рязанов