Найти в Дзене
Северная Корона

От восхищения до полного забвения. Легкое творчество Жана Фрагонара

Оглавление

Картины французского художника Жана Оноре Фрагонара стали настоящим воплощением свободы, легкомыслия и любознательности эпохи Просвещения. Плодовитый и изобретательный, Фрагонар был не только талантливым живописцем, но и искусным рисовальщиком и гравером.

Ученик придворного художника

Сегодня во Франции, на родине художника, его знают так же хорошо, как мы знаем Шишкина или Левитана. Однако при жизни Фрагонар подвергался серьезной критике и в конечном итоге умер, забытый всеми.

Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет
Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет

Родился Жан Оноре Фрагонар в Грассе в 1732 г. и в детском возрасте вместе с родителями приехал в Париж. Первым учителем живописи Фрагонара стал Жан Шарден, один из ключевых художников эпохи Просвещения, писавший натюрморты и картины на бытовые темы.

Уже в возрасте 15 лет Фрагонар, чей талант был замечен, поступил в престижную мастерскую Франсуа Буше, любимого художника мадам де Помпадур, пишущего в стиле рококо.

Выбрал коммерцию

Собственное творчество Жан Оноре начал в качестве академического художника. Одной из первых его значимых работ стала, к примеру, картина с драматическим сюжетом «Жрец Корес жертвует собой ради Каллирои». Эта работа была восторженно принята коллегами и публикой и стала пропуском Фрагонару в Академию художеств.

Жрец Корес жертвует собой ради Каллирои
Жрец Корес жертвует собой ради Каллирои

Однако позднее живописец отошел от традиционной академической живописи, за что коллеги и подвергли его критике. Когда Жан Оноре вернулся из Италии, где он обучался мастерству художника на деньги короля, многие ценители искусства возлагали на него большие надежды. Считалось, что художник может стать спасителем исторической живописи Франции.

Однако Жан Оноре не оправдал надежд коллег, решив сделать ставку на коммерческий успех. Легкие жизнеутверждающие картины в стиле рококо, которые Фрагонар в огромных количествах писал для богатых заказчиков, принесли ему немалые деньги. В основном это были картины на бытовые, зачастую пикантные, или мифологические темы.

-3

«Украденный поцелуй»

На картине «Украденный поцелуй», которую можно видеть ниже, к примеру,художник изобразил пикантную сцену с двумя влюбленными. Молоденькая девушка выбежала из зала, где проходила светская вечеринка, в соседнее помещение за шарфиком.

Однако здесь ее подстерег нетерпеливый поклонник, прятавшийся за дверью балкона. Молодой человек застиг предмет своего обожания врасплох, и девушка явно выглядит растерянной. Однако при этом видно, что она не слишком возмущена действиями поклонника.

-4

Сегодня эта картина является собственностью Эрмитажа, куда она попала в 1895 г. из Польши.

Картины-антиподы «Задвижка» и «Поклонение пастухов»

Эти две картины были написаны Фрагонаром для одного и того же заказчика — ценителя искусств и известного распутника маркиза де Вери. Выполненные в одном и том же стиле и практически теми же красками, они, по сути представляют собой антиподы, один из которых отражает земную любовь, другой — небесную, духовную.

Задвижка
Задвижка

На полотне «Задвижка» Фрагонар рассказывает вечную историю любовных выходок и завоеваний. Действие картины разворачивается в спальне. Молодой человек одной рукой удерживает девушку, а другой закрывает задвижку на двери.

Смятая постель, отсутствие части одежды на парне, указывают на то, что между молодыми людьми уже что-то произошло. Девушка сопротивляется ухажеру, отталкивая его рукой. Но по ее лицу видно, что делает это она лишь для виду. На картине "Задвижка", таким образом,изображена запретная страсть, осуждаемая христианской моралью.

Вторая картина - «Поклонение пастухов» может считаться отражением христианской духовной любви. На этом полотне Фрагонар изобразил пастухов, которым ангел возвестил о рождении Иисуса, после чего они пришли ему поклониться.

Поклонение пастухов
Поклонение пастухов

Ниже в галерее можно посмотреть подборку других интересных картин Жана Оноре Фрагонара.

Успешным и богатым человеком Фрагонар оставался довольно-таки долгое время. Однако вспыхнувшая во Франции революция разорила его. Вошедший в моду классицизм стал концом популярности художника. В 1793 г. Жан Оноре уехал из Парижа в Грас. Через несколько лет он вернулся в столицу, где и умер в 1806 г. в полном забвении.

Если статья понравилась, ставьте палец вверх, подписывайтесь. Этим вы очень поддержите канал.