Татнефть скупает заводы западных компаний.
Татнефть не любит громко выходить на международную арену, как Лукойл. Татнефть не держит огромный запас денег, как Сургутнефтегаз. Не демонстрирует государственный статус, как Роснефть.
Но при этом Татнефть и работает зарубежном, имеет хороший запас денег, и обладает статусом госкомпании.
Работает без лишнего пиара. Зарабатывает и платит хорошие дивиденды.
Кто держит акции компании, тот знает. А для остальных Татнефть существует на периферии сознания. Ну, есть такая компания.
Скоро Татнефть в развитии одним рывком прыгнет сразу на пятьдесят лет вперёд. И сэкономит на ускоренном развитии миллиарды рублей.
Танефть купила завод Nokian Tyres
Nokian Tyres - производитель автомобильных шин из Финляндии. В России Nokian Tyres имела завод во Всеволжске производительностью 16 миллионов шин в год. Один российский завод производил, примерно половину всех покрышек Nokian Tyres в мире.
После начала СВО на Украине, западные компании сворачивают бизнес в России. Nokian Tyres тоже уходит. Поэтому финский производитель выставил завод на продажу.
На постройку завода потратили 530 миллиона евро. На дальнейшую модернизацию - ещё 300 миллионов евро. Итого, завод стоит, как минимум, пол-миллиарда евро. А то и 800 миллионов.
Татнефть предложила за завод 400 миллионов. Незадачливые фины вздрогнули от подобной наглости, но, скрепя сердцем, согласились.
Татнефть за пол-цены купила новёхонький завод, оснащённый передовыми технологиями, с полностью укомплектованным штатом.
Построить такой завод самостоятельно надо 4 года. Ещё пару лет займёт запуск и наладка технологического процесса.
Кроме того, Nokian Tyres оставила после ухода пустую нишу на рынке, за которую Татнефти особо воевать не надо. Достаточно обеспечить бесперебойное производство шин, и рынок их выкупит.
Почему именно Татнефть купила завод
Татнефть уже владеет ПАО «Нижнекамскшина». Это шинный завод в Нижнекамске. Он производит, примерно 12 миллионов шин в год. Ещё Татнефть строит шинный завод в Казахстане KamaTyresKZ. Это совместное предприятие с местным казахским бизнесом. Но полную мощь KamaTyresKZ выйдет в 2025 году. Предполагаемый объём производства составит 3,5 миллиона шин в год.
Татнефть становится основным производителем шин в России. Поэтому другого покупателя на финский завод не было.
Технологическая супер-интеграция Татнефти
Рассмотрим производственную цепочку Татнефти.
Компания добывает нефть и попутный нефтяной газ. Получает из них сырьё для нефтехимии. Разделяет на фракции на Миннибаевском ГПЗ. Нефтехимическое сырьё уходит на заводы Нижнекамскнефтехима (НКНХ). НКНХ принадлежит СИБУРУ. Здесь выпускают сырьё для производства синтетического каучука. Оно уходит на расположенный неподалёку Казаньоргсинтез. Искусственный каучук покупает "нижнекамскшина", который принадлежит Татнефти. Круг замкнулся.
Все эти компании географически расположены близко друг к другу и имеют родственные "бизнес-связи" через сложную систему перекрёстного владения акциями. Поэтому внутри этого кластера низкие затраты на логистику и нет бизнес-конфликтов. Все друг друга знают, друг от друга зависят и друг друга поддерживают. Конкурентам шинного бизнеса Татнефти сложно купить в этом кластере сырьё для производства шин. Цеховая солидарность. Возможно, для потребительского рынка это плохо, но для бизнеса Татнефти хорошо.
Ещё кандидаты на поглощение
Когда Татнефть поглотит завод Nokian Tyres и достроит шинный завод в Казахстане, то совокупное производство всех шин составит около 40 миллионов штук в год.
Российский рынок способен поглотить весь объём. Так же рядом находится "бездонный" китайский рынок и дружественные азиатские республики: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. В сумме тоже немаленький рынок.
Шинному бизнесу Татнефти есть куда расти.
Тем более, что на продажу выставлена ещё куча шинных заводов западных производителей, которые покидают Россию.
Bridgestone (японцы)
Завод в Ульяновске производит 2 млн шин/ год
Michelin(французы)
Завод в Московской области производит 2 млн шин/ год.
Pirelli (Италянцы)
Два завода. В Воронеже (6 млн шин/год), в Кирове (2 млн. шин/год)
Continental (немцы)
Завод в Калуге. Его мощность составляет 4 млн шин/год. При строительстве заложена возможность расширить мощности до 16 миллионов шин в год. Грубо говоря, завод пока не достроен. Есть куда развернуться. Но он уже нехило работает.
Слухи о продажах этих заводов уже ходят. Но из Татнефти пока ничего не говорят про покупку. Возможно, тянут время. Пусть продавцы нервничают и наперегонки сбивают цену.
А что они захотят продать, я не сомневаюсь. Содержать в России закрытые заводы- слишком дорого. Чем дольше они стоят закрытыми, тем дешевле становится. Время работает на покупателя. Ещё пару заводов Татнефть успеет купить. Жалко, что не хватит денег, что бы купить всё. Впрочем, так много ей и не нужно. Главное - выбрать то, что оптимально впишется в иехнологическую цепочку холдинга.
Будут ли проблемы со сбытом?
Есть опасение, что Татнефить не сможет продать такой объём шин.
С одной стороны, санкции могут навредить экспорту покрышек. Но с другой стороны. В России более дешёвое сырьё и энергоносители, чем в западных и в азиатских странах. Конкуренты Татнефти будут нести убытки, или закрываться. Естественным образом Татнефть станет мировым лидером в шинном производстве.
Продолжаем следить за Татнефтью
Надо следить за действиями Татнефти. Кого она ещё купит? Каждая покупка нового современного завода за пол-цены экономит Татнефти сотни миллионов евро и ускорит развитие.
Если покупки продолжатся, то котировки Татнефти уверенно пойдут вверх
Так же можно ждать роста дивидендов. Компания постоянно увеличивает дивиденды. Ведёт себя честно по отношению к миноритарным акционерам. Несколько лет значительного роста дивидендов не будет. Надо будет заплатить по кредитам, которые пойдут на массовую скупку заводов. А пото-о-ом начнётся дивидендный праздник.