Найти в Дзене
Записки репетитора

Обязательно ли учителю оглашать оценки вслух-2

Так получилось, что я опять обратилась к старой теме. Объясню, что меня на это подвигло. И в чем я вижу подтверждение своего мнения.

***

Вкратце напомню.

В свое время я написала вот эту статью:

Обязательно ли учителю оглашать оценки вслух?

И буквально на днях приходит ко мне ученица. 4 класс, отличница, соображает прекрасно, в целом очень хорошая девочка.

И, уже собираясь уходить, немного жалуется мне на свой класс. Что многие сильно кричат и хулиганят, а из-за них наказывают всех. К примеру, там такая система:

- Ряд, который сидит тише всего, не получит домашнего задания. Кто больше всех шумит – получит в два раза больше.

И, как назло, девочка сидит именно в том ряду, где «больше всех» шумят. Поэтому всегда получает двойное домашнее задание. И делает его. В отличие от тех, кто «больше всех» шумит.

Даа… Кого тут наказывают – вот вопрос.

И об этом я немного писала здесь:

Наказания в школе. Почему у одних учителей «срабатывает», у других – нет?

***

Так вот, девочка мне еще говорит:

- И у нас почему-то всегда оценки за все работы вслух говорят. А это так неприятно.

Я вспомнила свою статью и решила конкретно узнать у представителя молодого поколения: почему неприятно?

- Если хорошую оценку получила – то все начинают завидовать и потом гадости говорят. А если плохую – то мальчики начинают дразниться, типа, отличница, а «тройку» получила, фу, позор. Иногда они даже специально спрашивают у учительницы, какие у кого оценки. Она им не говорит, но потом же все равно вслух объявляет.

Я спрашиваю, как она реагирует в таких случаях. И реагирует ли как-нибудь учительница.

- Я обычно молчу. Учительница тоже ничего не говорит.

Блин. Я бы вот на месте учительницы сказала что-то типа:

- Иванов, Маша-то свою оценку легко исправит, тем более, она у нее одна, а у тебя уже пять «двоек». И неизвестно, сколько ты еще получишь. Так что уж молчал бы и следил за своими оценками.

Я тогда вспомнила своих комментаторов. Перечислю основные моменты:

- Если достоинство ученика оскорбляет оглашение оценки вслух, то пусть учится так, чтобы не было повода оскорбляться. То есть сам виноват.

- Ученик услышит, что его «тройку» огласили перед всеми, ему станет стыдно и он больше этого не допустит.

- А вот в спорте или прочих соревнованиях? Результаты не оглашать, грамоты втихушку рассылать на дом?

- А как же конкуренция во взрослой жизни? Как они потом будут? Оценки – это карьерный рост, зарплаты и премии в будущем.

- Без конкуренции дети вообще учиться не будут.

Ладно, насчет последних пунктов – про взрослую жизнь, спорт, конкуренцию и прочее – я девочку спрашивать не стала. Тут уж я в двух словах отвечу. Вот когда будет взрослая жизнь, тогда и будем говорить. А то некоторых послушай, так если ребенок памперс на неделю больше переносил, он всю жизнь потом унитазом пользоваться не сможет. В спорт и прочее люди идут добровольно. То есть они готовы к конкуренции и ее ожидают. А школа это все же несколько другое. Там эти оценки во многом формируют мнение о человеке, причем и со стороны учителей, и со стороны одноклассников, и со стороны родителей одноклассников. Из серии: «Не дружи с Васей, он двоечник». Мы же не слышим: «Не дружи с Петей, он в беге на длинную дистанцию проиграл».

А вот насчет первых двух пунктов я девочку спросила. Поинтересовалась, сподвиг ли ее факт оглашения оценок учиться лучше и такого не допускать. Девочка мне сказала примерно так:

- Да, было очень неприятно, мне бы не хотелось, чтобы это повторилось.

Я еще раз уточнила:

- А если бы оценки вслух не говорили, вы бы стали хуже учиться?

- Нет, от этого вообще не зависит. Я сама не люблю получать плохие оценки.

***

Примерный вывод. Кто хочет учиться – будет учиться в любом случае. Кто не хочет – не будет, хоть ты ему оценку на лоб вывешивай. Но вот это публичное оглашение травмирует именно тех, кто учится хорошо – это однозначно. Потому что им обычно завидуют, в результате не совсем та оценка – лишний повод для нападок или издевок.

Плюс, напомню, обычно эти хорошо учащиеся еще делают дополнительные задания-наказания.

В результате, смотрите, что получается:

- Ученик старается и пашет, чтобы хорошо учиться. Это уже усилия, как вы понимаете.

- В результате этих усилий он получает дополнительный повод для издевок со стороны одноклассников.

- В силу того, что он выполняет все распоряжения учителя, он делает двойную работу.

А теперь объясните мне: за что школа так ненавидит детей, которые учатся хорошо? И почему она создает им такие условия? Вам не кажется, что от них выполнения первого пункта вполне достаточно, а все остальное уже лишнее?

Как вы считаете?

И да, я опять скажу: я ПРОТИВ публичного оглашения оценок. Причины изложены мной выше.

Так что пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 21 ноября в прошлом году:

Осень наступает, листья облетают… Как мы с дочерью придумали еще одно упражнение на чтение

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.